Основные этапы реформирования работы казначейства
Подход Главного управления федерального казначейства и Департамента бюджетной политики основан на том, чтобы в экономической классификации не был приведен исчерпывающий перечень тех или иных расходов, а была закреплена общая логика, которая давала бы возможность бухгалтеру на основании его профессионального бухгалтерского суждения принимать решения[18].
Рассматривая комментарии к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, следует отметить, что при несомненном наличии ряда положительных сторон новой бюджетной классификации РФ (ее более продуманная структура, прозрачность, устранение неоправданной детализации статей экономической классификации расходов бюджетов и т.п.) отдельные ее положения не в полной мере соответствуют общей логике построения системы бюджетного учета государства и требуют дополнительных доработок, изменений и разъяснений со стороны законодательных органов РФ.
Основные направления реализации положений
реформы бюджетного учета
Основные направления реализации положений реформы бюджетного учета определены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2003 году»:
- использование метода начислений;
- интеграция с бюджетной классификацией;
- объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и в бюджетных учреждениях.
Следует отметить, что впервые не только в российской, но даже и в мировой практике вопросы реформы государственного учета освещены на таком высоком политическом уровне.
Первое положение Бюджетного послания - использование метода начислений
В качестве примера при кассовом методе учета можно привести существующий отчет об исполнении бюджета в упрощенном виде, который состоит из трех частей: доходы, расходы и источники финансирования, которые фактически представляют собой влияние на изменение остатков денежных средств. Говоря упрощенно, доходы и расходы – это поступления и выбытия средств на счетах бюджета. Наряду с отчетом формируется баланс, в котором отражаются доходы, расходы, источники финансирования и связанные с ними финансовые активы и обязательства (бюджетные ссуды, кредиты, государственный (муниципальный) долг).
При методе начислений формируется полный баланс с доходами, расходами, активами и обязательствами, возникающими при исполнении бюджета, при этом появляется понятие остатков (запасов нефинансовых, финансовых активов, запасов обязательств), а также пересматриваются понятия «доходы» и «расходы»[19].
Второе положение Бюджетного послания – интеграция с бюджетной классификацией.
Это и есть тот принцип, который отличает бюджетный учет от хозяйственного учета.
Реализация этого тезиса нашла отражение в структуре новой экономической классификации или классификации операций сектора государственного управления и, соответственно, в структуре кода счета единого Плана счетов бюджетного учета.
План счетов благодаря интеграции в него бюджетной классификации, построенной по принципу влияния операций на стоимость активов и обязательств, позволяет учитывать запасы конкретного типа активов или обязательств в начале учетного периода, провести учет изменений в этих запасах, вызванных операциями в конкретном отчетном периоде (т.е. в ходе исполнения бюджета), а также учесть запасы соответствующих активов и обязательств на конец отчетного периода.