Процесс учета межбюджетных трансфертов
При предоставлении целевых средств конечным потребителям:
- соответствующий федеральный орган перечисляет целевые средства бюджету субъекта РФ;
- уполномоченный орган субъекта РФ проводит отбор конечных потребителей и санкционирует перечисление им целевых средств;
- целевые средства полностью или частично передаются в бюджеты муниципальных образований для дальнейшего направления конечным потребителям.
Таким образом, в схеме предоставления целевых средств помимо органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, задействованы три участника: плательщик – получатель средств федерального бюджета, имеющий полномочия по санкционированию перечисления целевых средств из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, администратор целевых средств и конечный потребитель целевых средств. В связи с разнообразием форм и видов целевых средств возможны несколько вариантов распределения кассовых потоков.
Один из них предполагает доведение до конечного потребителя целевых средств после перечисления целевых средств в бюджет субъекта РФ, другой в силу объективных причин предполагает, что доведение целевых средств осуществляется до перечисления целевых средств в бюджет субъекта РФ. Учитывая многоплановую структуру распределения кассовых потоков, представляется целесообразным установить универсальный критерий определения момента начисления, который заключается в том, что администратор целевых средств осуществляет начисление сумм целевых средств по мере санкционирования соответствующих расходов.
В связи с вступлением в силу приказа Минфина России от 18.07.2006 г. № 95н лицевые счета получателей целевых средств по учету операций с указанными средствами могут быть открыты в кассовых органах: в финансовом органе субъекта РФ, если субъект РФ участвует в эксперименте, или в органах ФК, если субъект РФ не участвует в эксперименте.
Отражение операций с целевыми средствами в бюджетном учете участников бюджетного процесса в части исполнения обязательств органов государственной власти по предоставлению целевых средств осуществляется в следующей последовательности:
1. Факт перечисления целевых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ подтверждается кассовыми органами на основе платежных поручений, иных документов, являющихся основанием для осуществления кассовых расходов федерального бюджета, из которого предоставляются целевые средства.
При этом получатель средств федерального бюджета, санкционирующий перечисление целевых средств из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, в бюджетном учете отражает указанную операцию следующими бухгалтерскими записями:
Дт 120612560 (Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечисленным другим бюджетам бюджетной системы РФ)
Кт 130405251 (Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ).
Орган ФК, в котором получателю средств федерального бюджета открыт лицевой счет, отражает у себя в учете указанную операцию в общеустановленном порядке в соответствии с приложением 1 к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 г. № 25н.[32]
2. По получении целевых средств администратор целевых средств и кассовый орган оформляют следующие бухгалтерские записи:
Администратор: Дт 121002151 (Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ)
Кт 120505660 (Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ)
Кассовый орган: Дт 120201510 (Поступление средств на единый счет бюджета)
Кт 140201151 (Поступления в бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ).