Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности.
Оценка системы показателей рентабельности организации.
Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса. Целью анализа рентабельности организации является расчет показателей, характеризующих рентабельность использования материально-денежных ресурсов организации
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Основные показатели рентабельности рассчитываются по двум основным группам: показатели рентабельности капитала и показатели рентабельности продукции. В свою очередь показатели рентабельности продукции делятся на: рентабельность совокупных активов, рентабельность оборотных активов (мобильных средств), рентабельность производственных средств, рентабельность собственного и перманентного капитала. А показатели рентабельности продукции подразделяют на рентабельность продаж и рентабельность реализованной продукции (основной деятельности).
Для расчета всех этих показателей будут использоваться бухгалтерские балансы трех лет и приложение к бухгалтерскому балансу форма №2 «Отчет о прибылях и убытках». Расчеты показателей ООО «ТАЙМ-1» приведены в таблице «Показатели рентабельности».
Анализируя деятельность компании ООО «ТАЙМ-1» за три года в таблицах «Данные для расчета показателей рентабельности» и «Показатели рентабельности» мы видим, что такие показатели как: выручка, прибыль от продажи товаров, работ, услуг увеличиваются с течением времени. На первый взгляд это положительная тенденция. Но и одновременно с доходами предприятия растут и его расходы, так например, себестоимость продукции увеличивалась в 2005 году на 1758 тыс. руб., а в 2006 – на 8085 тыс. руб Безусловно, положительный фактор и тот, что средняя стоимость совокупных и мобильных активов, производственных средств, собственного и перманентного капиталов растет. При чем темпы их роста не просто в тысячах, а в разах измеряется. Так например, стоимость собственного капитала в 2004году была 496.5 тыс. руб., а в 2005 году выросла на 402 тыс. руб. Она стала в 2 раза больше. А в 2006 году достигла величины 2075 тыс. руб., что на 1177тыс. руб. больше, чем его стоимость в 2005году, а по сравнению с 2004 она увеличилась в 4 раза, и даже более. Без сомнения на все факторы имеет влияние и инфляция, но размер этого влияния не велик, по сравнению в ростом величин показателей.
Таким образом, выручка от продажи товаров, работ, услуг в 2004 году составляла 16667 тыс. руб., уже в 2005году она увеличилась на 1982 тыс. руб. и составила 18649 тыс. руб. А в 2006 ее размер вырос на 9415 тыс. руб. по сравнению с 2005 годом и составил 28064 тыс. руб. Полная себестоимость проданных товаров, работ, услуг, соответственно, тоже увеличилась: 16203 тыс. руб. – ее размер в 2004 году, а уже в 2005 – он составил 17961 тыс. руб., что на 1758 тысяч больше. А в 2006году – 26046 тыс., что на 8085 тыс. больше, чем в предыдущем. Одновременно с ростом выручки растет и прибыль от продаж. Прибыль от продаж в 2005 году увеличилась в 1.5. раза, по сравнению с 2004 и составила 688 тыс. руб., против 464 тысяч. А 2006 – достигла размера 2018 тысяч, что в 3 раза больше предыдущего года.
Параллельно и со всеми показатели растет и размер стоимости совокупным и мобильных активов. Так размер стоимости совокупных активов в 2004 был равен 977 тыс. руб., в 2005 – 1712.5 тыс. руб., что больше в 1.7 раза или на 735.5 тыс. руб. А в 2006 году их размер составил 3879 тысяч, т.е. на 2166.5 тысяч больше в сравнении с 2005 годом. Аналогичная ситуация и со стоимостью мобильных активов. Темпы его прироста составили 1.8 раз в 2005 и 2.28 раз в 2006 году.