Пути совершенствования взимания НДС
Налогообложение добавленной стоимости — одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Часто НДС называют “европейским” налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. В странах — членах Европейского Союза НДС является важнейшим источником доходной базы бюджета. Несмотря на то, что НДС активно используется при осуществлении фискальной политики, ему присуши и определенные стимулирующие функции. Так, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налог банки, финансовые учреждения, учебные заведения, врачи и адвокаты, лица, сдающие в наем жилье. За ним укрепилась характеристика наиболее “нейтрального” налога. Правительства многих зарубежных стран стараются покрывать бюджетный дефицит прежде всего за счет увеличения поступлений от НДС, поскольку практиковавшееся в прошлом в подобных случаях усиление прогрессивного характера обложения доходов негативно влияло на процесс накопления и деловую активность в целом.
В российскую практику хозяйствования НДС был введен Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 с изменениями от 17 марта 1997 г. как составная часть цены с целью регулирования спроса и предложения на товарном рынке. Согласно российскому законодательству налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Механическое заимствование механизма взимания НДС из зарубежной практики без осмысления специфики его действия в условиях реформируемой экономики, да еще с учетом особенностей России, не оправдалось. НДС применяется более чем в 60 странах и везде выполняет нивелирующую функцию в условиях давно сложившегося равновесия денежного спроса и товарного предложения и относительно стабильной межотраслевой нормы прибыли. В таких условиях он лишь упрочивает общее равновесие экономической системы, сложившееся естественным рыночным путем. У нас же, в обстановке общей потери измерительных координат и управляемости экономики, НДС приобрел содержание, которое вполне правомерно назвать полностью иррациональным. Словом, применение НДС, фактически не связанного с процессом создания и возрастания стоимости, представляется не только бесперспективным, но и опасным для государства и его экономики.
Как показывает практика процедура начисления и взимания НДС представляет собой довольно трудоемкую операцию. В современных условиях назрела необходимость в разработке и применении новых методик взимания НДС. В связи с этим в данной работе была рассмотрена концепция равновесия, позволяющая значительно повысить эффективность этого процесса. Данный метод не следует считать "кинжалом, приставленным к горлу предпринимателя", так как государству выгодно, чтобы развивалась экономика. Ибо динамическая модель состояния равновесия хозяйствующего субъекта показывает, что если НДС будет взиматься выше установленных природой норм, то хозяйствующие субъекты, а следовательно, и вся экономика в целом эффективно развиваться не будут: то есть государство обеднеет.
[1] Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. — М., 1998. – с.15.
[2] Барулин С.В. Налоги как цена услуг государства//Финансы. – 1995. - №2. – с.27
[3] Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 1999. – с.57.
[4] Барулин С.В. Налоги как цена услуг государства//Финансы. – 1995. - №2. – с.28
[5] Там же. – с.28.
[6] Там же. – с.293
[7] Там же. – с.29.
[8] Ларионов И.К. О налоговой системе России //Финансы. – 1998. - №5. – с.19.
[9] Болотин В. НДС: преодоление иррационального //Российский экономический журнал. - 1996. - №10. – с.18.
[10] Там же. – с.20.
[11] Там же. – с.21.
[12] Иванеев А.И. Налоговая составляющая бюджета 2000 г. //Финансы. – 2000. - №1. – с.40.
[13] Там же. – с.40.
[14] Там же. – с.40.
[15] Там же. – с.40.