Пути совершенствования взимания НДС
Порядок кодирования договоров должен устанавливаться законодательно. Причем, видится следующая методика кодирования договоров реализации (с другой стороны, это договора купли). Каждому хозяйствующему субъекту при регистрации присваиваются свои коды, а именно коды по ОКПО и ОКОНХ. Причем, эти коды проставляются на отчетных балансах хозяйствующего субъекта. В этом случае кодирование договора реализации может иметь следующую форму: на первом месте кода договора реализации стоит код ОКОНХ субъекта, реализующего продукцию (товары, услуги), то есть продавца, на втором месте (через двоеточие) — код ОКОНХ хозяйствующего субъекта-покупателя, на третьем месте — стандартизованный порядковый номер договора реализации в учете продавца (то есть номер договора на практике должен проставлять продавец, что необходимо установить законодательным путем), на четвертом месте — сумма договора. Далее могут быть предусмотрены места для другой необходимой информации.
Если обязать хозяйствующие субъекты представлять, с одной стороны, вышеприведенные коды договоров реализации, а с другой стороны, коды договоров купли (которые, в свою очередь, являются договорами реализации других хозяйствующих субъектов), то при условии представления таблицы РАСРХС, а также компьютерного метода обработки информации возможно на порядок повысить сложность ухода от уплаты НДС или, иными словами, собираемость этого налога.
В самом деле, хозяйствующий субъект представляет баштане, чем полностью описывает свое имущественное положение на определенную дату.
Таблица РАСРХС показывает, как происходили изменения этого положения за период (квартал), вплоть до целующего баланса на определенную дату. То есть налоговая инспекция получает возможность "увидеть" экономическое развитие хозяйствующего субъекта от даты к дате. Компьютерная техника же позволяет вычислять в прямом смысле слова нарушителей уплаты НДС.
Действительно, на основе таблицы РАСРХС видны два способа ухода от уплаты НДС:
1. Занижение цены реализации продукции (работ, услуг),
2. Завышение себестоимости продукции (работ, услуг).
Рассмотрим первый случай ухода от уплаты НДС.
С одной стороны, для ухода от полноразмерной уплаты НДС необходимо наличие сговора между продавцом и покупателем. Однако если занижение цены реализации (продажной цены) выгодно продавцу, так как снижается величина его добавленной стоимости от реализации данного продукта (работы, услуги), то очевидно, что это невыгодно покупателю, так как увеличивается его добавленная стоимость за счет уменьшения себестоимости продукции (так как себестоимость продукции отражена в таблице РАСРХС). Иными словами, продавец не может заинтересовать или упросить покупателя отразить в их договоре реализации цену реализации ниже, чем действительная, то есть покупателю становится невыгодно оплачивать покупаемую продукцию (работы, услуги) "черным налом". Ибо это сказывается на снижении себестоимости его продукции (работ, услуг); следовательно, если принять, что цена реализации продукции (работ, услуг) постоянна (что на практике не имеет значения), то из-за сговора с продавцом ресурса уменьшится расчетная величина себестоимости продукции (работ, услуг) покупателя, тогда как реальная не уменьшится (так как за ресурс были уплачены реальные денежные средства, в то время как в договоре отражена величина меньшая, чем реальная уплаченная величина денежных средств за эти ресурсы); следовательно, покупатель будет вынужден уплатить НДС не из добавочной стоимости, а, по сути, из своего капитала, что экономически нецелесообразно, так как он обязан также представлять в налоговые органы свою таблицу РАСРХС.
Продавец будет вынужден исключить полученный от реализации продукции (работ, услуг) "черный над" из хозяйственного оборота. Ибо включение в оборот дополнительных ресурсов сразу же станет видно в таблице РАСРХС. Получение этих ресурсов от других хозяйствующих субъектов будет трудно фальсифицировать, так как очевидно, что они обязаны также представлять в налоговую инспекцию свою таблицу РАСРХС. Физическим лицам будет тоже проблематично оформить получение названных средств, так как они обязаны составлять налоговые декларации. Таким образом, на порядок возрастает трудность как предпринимательского, так и потребительского употребления средств от реализации продукции (работ, услуг), полученных "черным налом" путем занижения в договоре реализации цены продажи продукта (товара, услуги).