Органы финансового контроля.
Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения:
- по проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;
- проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации;
- проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, выносимым на рассмотрение Государственной Думы;
- проектам международных договоров Российской Федерации, имеющих правовые последствия для федерального бюджета;
- проектам целевых программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.
Кроме финансовых экспертиз Счетная палата занимается анализом и исследованием нарушений в исполнении бюджетного законодательства. Так, она проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а так же совершенствованию бюджетного законодательства в целом – по итогам проведенных контрольных мероприятий. Обобщая причины и последствия выявленных отклонений и нарушений, Счетная палата разрабатывает по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию финансовой (бюджетной, налоговой) системы Российской Федерации и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета или федеральную собственность либо управляют ею, а так же имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Финансовый контроль, осуществляемый Центральным банком РФ (Банком России), отличается рядом особенностей в силу специфики своего правового положения: он одновременно является органом государственного управления, наделенным властными (в том числе надзорными) полномочиями, и юридическим лицом, занимающимся финансово-хозяйственной деятельностью. Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов, а так же законодательства о валютном регулировании и денежном обращении. При этом преследуется главная цель – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Контрольную функцию Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган (департамент) банковского надзора. К нарушителям банковского законодательства и банковской дисциплины Банк России вправе применять соответствующие меры (от взыскания штрафной санкции до отзыва лицензии и ликвидации банка).
Важное значение в осуществлении финансового контроля имеет и внутрихозяйственный контроль, осуществляемый работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и организаций. Особая роль при этом отводится главному (старшему) бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций своего предприятия, с тем исключить любую возможность образования недостач, растрат, хищений, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер несет ответственность (наряду с другими должностными лицами) за полноту исчисления и своевременность внесения в бюджет причитающейся суммы налога. Для выполнения своих функций он наделен достаточно широкими правами и полномочиями.