Органы финансового контроля.
Как контрольному органу в целях укрепления финансовой дисциплины Федеральному казначейству предоставлены следующие права:
- производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского (федерального) бюджета РФ;
- получать от финансово-кредитных и налоговых органов справки и сведения о состоянии счетов предприятий и учреждений, использующих средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, необходимые для контроля и регулирования бюджетных процессов;
- приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета РФ и внебюджетных фондов, в случае непредставления органам казначейства бухгалтерских финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;
- налагать на банки и иные кредитные учреждения штрафные санкции в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета и внебюджетных фондов, или перечисления средств из этих фондов на счета получателей;
- взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства, полученные предприятиями, учреждениями и организациями, в случае использования их не по целевому назначению с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ;
- изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях финансовой дисциплины;
- требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов устранения выявленных нарушений и недостатков в порядке исполнения бюджета.
Для усиления контроля за исполнением доходной части бюджета в Российской Федерации созданы и функционируют государственные органы налогового контроля.
5. Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления. Структура ФНС РФ организована по функциональному и территориальному признакам. Основными подразделениями налоговых органов являются отделы и сектора. Функциональные управления (отделы, сектора) образованы в зависимости от вида налога (например, Управление косвенных налогов), категории плательщика (Управление налогообложения физических лиц), сферы деятельности (Управление налогов и сборов от внешнеэкономической деятельности), формы собственности (Управление налогообложения негосударственных организаций), объема платежей и других факторов.
Основные задачи ФНС РФ: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.
6. К числу специализированных органов финансового контроля относится Федеральная таможенная служба РФ. Она осуществляет свою деятельность на основании Таможенного кодекса РФ (2003 г.) и Положения о Федеральной таможенной службе от 21 августа 2004 г. № 429[15]. Таможенный кодекс РФ от 2003 г. возложил все таможенные дела непосредственно на таможенные органы РФ. Таможенный орган – это государственный правоохранительный исполнительной власти, наделенный специальными властными полномочиями в целях выполнения возложенных на него задач и функций в сфере таможенного дела и других связанных с ним областях, в том числе налоговой сфере и в сфере валютного контроля. Все они находятся в иерархической соподчиненности. Центральный орган, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом, - Федеральная таможенная служба РФ. Полномочия таможенных органов в сфере налогов распространяются на налогообложение товаров, работ, услуг при их перемещении через таможенную границу РФ.