Участники
Основная общественно значимая задача, которую решает институт торговых агентов (брокеров, дилеров и организаций, занимающихся трастовой деятельностью), состоит в обеспечении партнерства между промышленностью, стремящейся получить капитал, и инвесторами, которые готовы его предоставить и получить при этом прибыль. Бытующее у нас понимание функции брокера как организации, выполняющей покупку или продажу принадлежащих клиенту ценных бумаг, достаточно однобоко и, примитивно. Мы уже не говорим о случаях, когда за высшую доблесть считают умение купить подешевле и “впарить” подороже.
В классическом понимании торговый агент на фондовом рынке — своего рода доктор, который диагностирует клиента, т.е. определяет его потребности и цели и предлагает определенные рецепты: совокупность действий и продукты, которые этим целям удовлетворяют.
Торговый агент на фондовом рынке призван помочь выбрать правильную форму сбережений. Для этого необходимо: понять цели своего клиента; определить риск, на который готов пойти клиент; хорошо знать доходность разных видов инвестиций; правильно сочетать потребности клиента и допустимый риск, на который тот готов пойти; консультировать клиента.
Торговые площадки достаточно четко разделяются на биржевые и внебиржевые.
Биржевые торговые площадки являются ценообразующим инструментом фондового рынка. Это обусловлено гласностью совершаемых сделок и доступностью информации об этих сделках: все понимают, какие сделки осуществляйся, когда, где и по какой цене. Биржевые торговые площадки ориентированы на обслуживание вторичного фондового рынка, на котором ценные бумаги перераспределяются от их первых покупателей последующим владельцам.
Внебиржевые торговые площадки либо служат для осуществления крупных адресных сделок (между определенным продавцом и определенным покупателем), либо представляют форму связи частных инвесторов с крупными инвестиционными компаниями (фондовые магазины). Адресные сделки характерны для первичного фондового рынка, на котором происходит первая сделка купли-продажи вновь выпущенных ценных бумаг между эмитентом и инвестором.
Об этих организациях уже говорилось ранее. В настоящем разделе нам хотелось бы обратить внимание на то, что функционирование организаций, составляющих инфраструктуру фондового рынка, невозможно без их телекоммуникационного взаимодействия. Формирование такой среды — весьма сложный, трудоемкий и длительный процесс. Важность его решения была отмечена в Указе Президента РФ “О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы при хранении ценных бумаг и расчетах
на фондовом рынке Российской Федерации” № 662 от
3 июля 1995 г. В решении этого вопроса исключительно важную роль играет Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ). К настоящему времени создана телекоммуникационная сеть “Деловая сеть России”, которая может служить основой для создания телекоммуникационной среды функционирования инфраструктуры фондового рынка.