• Необходимость и сущность денег
  • Финансовое состояние препдриятия
  • Бюджетная система России

Разделы

  • Главная
  • Современная финансовая политика государства
  • Принципы организации финансов предприятий
  • Необходимость и сущность денег
  • Лекции по финансам
  • Финансовое состояние препдриятия
  • Бюджетная система России

Функции бюджета государства

* В целях реализации законодательно закрепленного Бюджетным кодексом РФ принципа об­щего (совокупного) покрытия расходов, в соответствии с которым доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными его расходами, законом о федеральном бюджете на 2001 г. предусмотрена ликвидация с 1 января 2001 г. практически всех целевых бюджетных фондов федерального бюджета с переводом этих расходов в федеральный бюджет по соответствующим разделам функциональной классификации на общей основе. В составе доходов и расходов федерального бюджета на 2001 и 2002 гг. учтено функционирование Фонда Министерства РФ по атомной энергии.

Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), отдельных хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем бюджетных доходов. В табл. 2.2. представлена структура расходов федерального бюджета в 2000-2002 гг.

Третья функция предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия. Первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля. Реализуя возлагаемые на него функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Финансируя из бюджетного фонда приоритетные отрасли хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Часть доходов более «доходных» отраслей направляется в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы, решению других социально значимых задач. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и субъектами РФ.

Стратегические задачи государства по развитию экономики и соци­альной сферы находят отражение в приоритетах бюджетной политики. При ее планировании оно должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - основной фактор общей макроэкономической устойчивости.

Таблица 2.2

Структура и динамика расходов федерального бюджета РФ в 2000-2002 гг.

Структура расходов

Удельный вес, %, по годам

Изменение структуры доходов в 2001 г. no сравнению с 2000 г.

2000

2001

2002

Государственное управление и местное

самоуправление

3

3,41

2,91

-0,5

Судебная власть

0.9

0,95

0,98

+0,03

Международная деятельность

6,5

1,86

2,2

+0,34

Национальная оборона

16,5

17,99

14,59

-3,4

Правоохранительная деятельность

и обеспечение безопасности государства

9,3

11,03

8,93

-2,1

Фундаментальные исследования

и содействие научно-техническому прогрессу

1,9

1,85

1,55

-0,3

Промышленность, энергетика и строительство

2,3

3,74

2,96

-0,78

Сельское хозяйство и рыболовство

1,3

1,74

1,38

-0,36

Охрана окружающей среды и при­родных ресурсов,

гидрометеорология, картография и геодезия

0,4

0,4

0,5

+0,1

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

0,2

2,56

3,88

+1,32

Предупреждение и ликвидация последствий

чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

1,1

0,53

0,45

-0,08

Образование

3,8

4,09

4,11

+0,02

Культура, искусство и кинематография

0,6

0,54

0,53

-0,01

Средства массовой информации

0,7

0,53

0,53

-

Здравоохранение и физическая культура

1,9

1,86

1,64

-0,22

Социальная политика

7,4

9,03

22,1

+13,07

Обслуживание государственного долга

25,7

20,09

14,64

-5,45

Пополнение государственных запасов и резервов

0

0,04

0,03

-0,01

Финансовая помощь бюджетам других уровней

8,1

15,64

13,63

- 2,01

Утилизация и ликвидация вооружений, включая

выполнение международных договоров

0,2

0,52

0,53

+0,01

Мобилизационная подготовка экономики

0,1

0,04

0,03

-0,01

Исследование и использование

космического пространства

0,4

0,38

0,5

+0,12

Развитие рыночной инфраструктуры

-

-

-

-

Военная реформа

-

0,35

0,85

+0,5

Прочие расходы

0,6

-0,33*

-0,16*

+0,17

Целевые бюджетные фонды

7,1

1,16

0,71

- 0,45

Всего **

100

100

100

х

Перейти на страницу: 1 2 3

Copyright © 2010 - 2025 Честные финансы www.finhonest.ru