• Необходимость и сущность денег
  • Финансовое состояние препдриятия
  • Бюджетная система России

Разделы

  • Главная
  • Современная финансовая политика государства
  • Принципы организации финансов предприятий
  • Необходимость и сущность денег
  • Лекции по финансам
  • Финансовое состояние препдриятия
  • Бюджетная система России

Функции бюджета государства

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета проявляется в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:

1) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

2) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

3) контрольная.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие на­логи, займы, доходы от государственной собственности (предприятий) и эмиссии бумажных денег. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства - физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработной платы рабочих и служащих; доходов лиц, работающих не по найму; предпринимательской прибыли (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); ренты; процентов.

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкрет­ных экономических условий на каждом этапе развития страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов. Например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменении соотношения между потреблением и накоплением в обществе. В табл. 2.1 представлена структура доходов федерального бюджета РФ в 2000-2002 гг.

Вторая функция бюджета связана с конкретными целевыми бюджет­ными расходами. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи, с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства.

Таблица 2.1

Структура и динамика доходов федерального бюджета РФ в 2000-2002 гг.

Структура доходов

Удельный вес, %, по годам

Изменение структуры доходов в 2001 г. по сравнению с 2000 г.

2000

2001

2002

Всего

100

100

100

х

Налоговые доходы

84,7

93,45

81,21

-12,24

В том числе:

налог на прибыль (доход) предприятий и организаций

8

14,47

9,76

-4,71

налог на доходы физических лиц (с 2001 г.)

3

0,16

-0,16

налог на игорный бизнес

0,02

0,03

0,05

+0,02

налог на добавленную стоимость

34,81

43,27

36,39

-6,88

акцизы

15,04

15,76

10,58

-5,18

федеральные лицензионные и регистрационные сборы

0,07

0,11

0,04

-0,07

налог на покупку иностранных

денежных знаков и платежных

документов, выраженных в иностранной валюте

0,13

0,08

-0,05

0,19

налог на совокупный доход

0,13

0,26

0,27

+0,01

налог на операции с ценными бумагами

0,04

0,03

0,04

+0,01

платежи за пользование природными ресурсами

1,39

3,12

8,64

+5,52

таможенные пошлины и иные таможенные

сборы и платежи

21,57

15,97

15,25

-0,72

прочие налоги, сборы, пошлины

0,44

0,14

0,11

-0,03

Передача налоговых доходов в целевые бюджетные фонды

-0,04

-

-

-

Неналоговые доходы

7,76

5,38

4,91

-0,47

В том числе:

доходы от имущества, находяще­гося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций

3,15

2,25

2,37

+0,12

доходы от внешнеэкономической деятельности

4,34

2,64

2,26

-0,38

другие неналоговые доходы

0,27

0,49

0,28

-0,21

Доходы целевых бюджетных фондов*

7.58

1,17

-0,65

-0,52

Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет

-

-

13,23

+13,23

Перейти на страницу: 1 2 3

Copyright © 2010 - 2025 Честные финансы www.finhonest.ru