• Необходимость и сущность денег
  • Финансовое состояние препдриятия
  • Бюджетная система России

Разделы

  • Главная
  • Современная финансовая политика государства
  • Принципы организации финансов предприятий
  • Необходимость и сущность денег
  • Лекции по финансам
  • Финансовое состояние препдриятия
  • Бюджетная система России

Анализ современного состояния бюджетной системы

До последнего времени путем перевода доходного потенциала из регио­нальных бюджетов в федеральный удавалось удерживать ресурсный потен­циал федерального бюджета. Но сегодня такая возможность практически ис­черпана. В 2003г ресурсный потенциал федерального бюджета по сравнению с предыдущим годом предполагается сократить на 1,2% ВВП (с 19,1 до 17,9%) при росте профицита на 0,1% ВВП.

Главная опасность заключается не в самом снижении государством сво­их социальных обязательств, а в том, что это ведет к снижению внутреннего спроса и неизбежному замораживанию инвестиционных ресурсов частного капитала. Несмотря на благоприятную конъюктуру на рынке нефти и нефте­продуктов, бюджетная система все в меньшей степени оказывается способ­ной к финансированию потребностей экономики, государства и населения. Обеспечение бюджетного профицита сокращает ресурсный потенциал бюд­жетной системы. Поэтому профицит бюджета является вынужденной и вре­менной мерой. Использование этого инструмента оправдано в том случае, когда оно эффективно.

Реформа налоговой системы России, направленная на оптимизацию и повышение эффективности налогообложения, должна обеспечить рациона­лизацию структуры налоговой системы, которая бы не искажала побудитель­ных мотивов деятельности предпринимателей в условиях рынка. Ориентация налоговой системы на косвенное налогообложение не решают эту задачу. Несмотря на некоторое упорядочивание и определенные успехи в налоговом администрировании оптимизация структуры налоговой системы пока еще не достигнута. В этой ситуации бюджетная политика вынуждена ориентиро­ваться на сокращение непроцентных расходов бюджета, что порождает про­блемы управления бюджетной системой РФ.

На данный момент можно выделить несколько основных проблем меж­бюджетных отношений в РФ:

1. Структурный дисбаланс бюджетной системы России: передача на ни­жестоящий уровень расходных полномочий и ответственности не подкрепля­ется соответствующей финансово-бюджетной и экономической базой.

2. Уровень вертикали власти: из бюджета которого должно осуществ­ляться финансирование соответствующего полномочия, не всегда совпадает с уровнем, где непосредственно происходит его реализация.

3. Низкая доля собственных доходов в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах, что заметно снижает заинтересованность на местах в на­ращивании налогового потенциала в своевременном и полном поступлении налогов в бюджетную систему.

4. Единый норматив отчислений по территориям от регулирующих на­логов не учитывает особенности каждого региона. Поиск объективного под­хода к осуществлению дифференциации нормативов по регулирующим нало­гам вызывает необходимость разработки и использования для этой цели со­ответствующей формулы.

5. Ежегодные изменения нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих налогов лишают органы местного самоуправления возможно­сти планировать свою бюджетную политику даже в краткосрочной перспек­тиве, не говоря о возможности реализации долгосрочных программ развития муниципальных образований.

6. В некоторых регионах РФ широко практикуется принятие территори­альных и местных бюджетов с дефицитом без определения источников по­крытия.

С учетом вышеизложенного, основной стратегической задачей бюджет­ной политики России должно быть не сокращение внутренних бюджетных расходов, что предусматривается в долгосрочной стратегии, а в их наращи­вании до тех параметров, которые соответствуют потребностям современной высокотехнологической рыночной экономики.

Необходимость разработки такой концепции в настоящее время - одна из наиболее актуальных задач. Представляется, что целевым критерием бюджетной политики должен стать рост объемов производства. Основа этого роста - структурные изменения в пропорциях накопления и потребления в ВВП, повышение реальных доходов населения, а не просто финансовая ста­билизация, взятая само по себе, в отрыве от процессов, происходящих в ре­альном секторе.

В области бюджетной политики это предполагает достижение долго­срочного баланса между обязательствами властей в социально-экономической сфере и возможностями их удовлетворения за счет текущей и будущей мобилизации финансовых ресурсов общества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Copyright © 2010 - 2025 Честные финансы www.finhonest.ru