• Необходимость и сущность денег
  • Финансовое состояние препдриятия
  • Бюджетная система России

Разделы

  • Главная
  • Современная финансовая политика государства
  • Принципы организации финансов предприятий
  • Необходимость и сущность денег
  • Лекции по финансам
  • Финансовое состояние препдриятия
  • Бюджетная система России

Анализ современного состояния бюджетной системы

Вопросы бюджетного устройства отражают организационные основы функционирования бюджетной системы государства. В период плановой экономики бюджетное устройство страны строилось на административных методах управления, а в условиях рыночной экономики - на принципиально иных методах и организационных основах.

Бесспорно, бюджетное устройство зависит от национально-государственного деления государства. В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства причудливо сочетает в себе черты унитарно­го, федеративного и даже конфедеративного государства. Но бюджетное уст­ройство зависит также и от используемых государством методов управления. В настоящее время российская система бюджетного устройства столь же причудливо сочетает в себе административные и рыночные методы управле­ния.

Наиболее интересным является вопрос об организации бюджетной системы. Объектом управления в любой системе выступает некая организационная структура, которая должна строиться на каких-либо прин­ципах. Бюджетная система не исключение. Эти вопросы относятся к теории менеджмента. Сегодня назрела необходимость применения теории менедж­мента и к системе государственного управления. Бюджетное устройство Рос­сии и вопросы управления бюджетной системой государства в связи с этим также должны рассматриваться с точки зрения теории менеджмента.

Степень влияния государства на экономику через механизм бюджетных отношений определяется целевой установкой бюджетной политики и зави­сит, главным образом, от выбора ее приоритетов. С этих позиций проект фе­дерального бюджета представляет собой достаточно стройную технологиче­ски отработанную и сбалансированную конструкцию. Уже на начальной ста­дии формирования проекта проходили консультации и обсуждения в поисках дальнейшего компромисса и баланса интересов бюджетов разных уровней. А резкие изменения могли бы привести к нарушению уже достигнутого ком­промисса, к потере тех несомненных успехов, которых удалось добиться в направлении стабилизации бюджетного процесса, сокращении бюджетных неплатежей и задолженностей, в том числе и по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, мы считаем, что теперь во главе угла должны быть поставлены экономические и социальные интересы всех участников бюджетного процесса.

Если с 1991 г российская бюджетная система формировала свой ресурс­ный потенциал в условиях дефицита, то есть часть государственных расходов покрывалась за счет привлечения дополнительных кредитных ресурсов (как за счет внешних, так и за счет внутренних источников), то, начиная с 1998г., усилия направлены на достижение сбалансированности федерального бюд­жета.

Изначальная цель - обеспечить полное или частичное погашение госу­дарственного долга, как унаследованного от советского периода, так и при­обретенного за годы экономических реформ. В начале 1999г поставлена за­дача снижения дефицита федерального бюджета и введено понятие "первич­ного профицита" т.е. превышение доходов над расходами без учета платежей по погашению государственного долга.

Результаты такой целенаправленной политики проявились уже в 2002г -был достигнут нулевой дефицит. А в 2002г доходы государства превысили расходы на 178,3 млрд. рублей, или 1,6%ВВП. Профицит федерального бюд­жета на 2003г определен в сумме 72,06 млрд. рублей, или 0,6%ВВП, т.е. на­чиная с 2000г и по сей день бюджетная система России функционирует в режиме профи­цитного бюджета. Однако одной только балансировкой федерального бюд­жета нельзя достичь реальной финансовой стабилизации в стране.

Для России стратегическая задача обеспечения эффективного использо­вания ее производственного потенциала может быть решена только на основе переориентации традиционного движения финансовых потоков с сырьевого рынка в сферу производства конечной продукции и высоких технологий. Ин­вестиционный потенциал частного сектора никогда не справиться с подобной задачей уже в силу того, что она находится за рамками его интересов.

Политика бюджетного профицита неизбежно уменьшает инвестицион­ные возможности и ведет к сокращению доходного потенциала бюджетной системы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Copyright © 2010 - 2025 Честные финансы www.finhonest.ru