• Необходимость и сущность денег
  • Финансовое состояние препдриятия
  • Бюджетная система России

Разделы

  • Главная
  • Современная финансовая политика государства
  • Принципы организации финансов предприятий
  • Необходимость и сущность денег
  • Лекции по финансам
  • Финансовое состояние препдриятия
  • Бюджетная система России

Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета РБ

6) в целях изыскания дополнительных источников фи­нансирования социально-культурных расходов следует рас­смотреть целесообразность и возможность сокращения неко­торых расходов государства, в частности, на военные расхо­ды, управление и т.п. Это позволит профинансировать в на­чальный период развития рыночной экономики статьи за­трат, обеспечивающие систему защищенности населения;

7) обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;

8) совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере. Здесь весьма своевремен­ным является переход к планированию расходов учрежде­ний непроизводственной сферы по научно обоснованным фи­нансовым нормативам, скорректированным с учетом воз­можностей бюджета — нормативам бюджетной обеспечен­ности. При этом определенная часть расходов в непроизвод­ственной сфере должна покрываться за счет внебюджетных источников, прежде всего, доходов от оказания платных ус­луг населению;

9) корректировка трансфертной политики, предполага­ющая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансферт­ных платежей;

10) реформирование бюджетного процесса в целом. Необ­ходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете раз­вития и финансируются в пределах дополнительно получен­ных доходов, а также привлеченных безинфляционных ис­точников;

11) составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и рас­ходов;

12) развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличе­ния денежной массы в обороте;

13) принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные рас­ходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и ус­луг, появляется новый налогоплательщик, а значит и увели­чиваются платежи в бюджет.[2, с. 262]

Таким образом, разработка и последовательная реализа­ция мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправ­ленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способство­вать стабилизации финансового положения республики.

Принимая во внимание этот факт считаю целесообразным на определенном этапе станов­ления рыночных отношений внести некоторые уточнения в практику бюджетного планирования. В частности, из общего объема государственных расходов выделить расходы, не покрываемые реальными доходами с указанием целевого их направления.

Имеется в виду, что расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются за балансом бюджета в расходной его части и финансируются в пределах дополнительно получен­ных доходов либо привлеченных средств (кредитов, займов, выпуска денег), а

оставшиеся расходы балансируются с доходами.

Возможно и другое решение — составление бюджета в двух вариантах в виде:

· текущего бюджета;

· бюджета развития.

Текущий бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы сверх предполагаемых доходов найдут отражение в бюджете развития, который будет иметь отрицательное сальдо.

В том и другом вариантах достигается цель: узаконить целевой характер бюджетного дефицита, обеспечить воз­можность контроля за движением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.

Переход к частично бездефицитному составлению бюд­жета потребует привести расходы бюджета в соответствие с прогнозируемыми доходами, а не наоборот. Вместе с тем это не означает, что правительство не может предусмотреть до­полнительные расходы, они лишь будут указаны отдельно (за балансом бюджета или в бюджете развития).

Опыт составления двухвариантных бюджетов уже имеет­ся. По такому варианту был составлен бюджет СССР на 1989 г.

В данном случае важно, чтобы включенные в бюджет раз­вития дополнительные расходы предусматривали возмож­ность в перспективе получить дополнительные доходы от вложения средств, которые могли бы быть направлены на компенсацию задолженности государства.

Не должно быть никаких принципиальных различий между государством и всеми другими категориями заемщи­ков. Государство обязано возвращать взятые в долг ресурсы. Это предъявляет определенные требования к выбору объек­тов финансирования. Направляя средства на инвестиции, надо быть уверенным, что они будут окупаемы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Copyright © 2010 - 2025 Честные финансы www.finhonest.ru