• Необходимость и сущность денег
  • Финансовое состояние препдриятия
  • Бюджетная система России

Разделы

  • Главная
  • Современная финансовая политика государства
  • Принципы организации финансов предприятий
  • Необходимость и сущность денег
  • Лекции по финансам
  • Финансовое состояние препдриятия
  • Бюджетная система России

Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета РБ

Для устранения отрицательных последствий бюджет­ного дисбаланса необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития го­сударственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.

При разработке Программы сокращения бюджетного де­фицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2—3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефи­цита, превышающего предельно допустимые размеры, тре­бует принятия экстренных мер по его сокращению и стаби­лизации. При определении источников покрытия бюджетного де­фицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и ис­пользовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рас­сматриваться как исключительная и недопустимая мера, на­рушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на фи­нансовом рынке государственных ценных бумаг, а также ис­пользованием разнообразных форм государственного креди­та. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.

В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения ди­намизма в развитии экономики и повышения ее эффектив­ности невозможно добиться финансовой устойчивости госу­дарства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.

Следует отметить, что в бюджетной политике нашего го­сударства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную под­держку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддерж­ку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит обще­государственный характер, в связи с чем сокращать их сле­дует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает возможность дефицитного финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования долж­ны выделяться под обоснованную программу и по мере полу­чения определенного эффекта.

В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно отка­заться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали со­кращению государственных расходов.

Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществ­ляться по специально разработанной программе. Она долж­на предусматривать следующие меры:

1) повышение эффективности общественного воспроиз­водства, которое будет способствовать росту финансовых ре­сурсов — основного источника увеличения доходов бюджета;

2) дальнейшее развитие и укрепление рыночных отноше­ний, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;

3) расширение круга плательщиков должно осуществ­ляться одновременно с улучшением налогового законода­тельства. В условиях развития рыночных отношений нало­говые ставки должны гарантировать стабильные перспекти­вы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повы­шении производительности труда, рациональном использо­вании материальных и финансовых ресурсов;

4) развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пере­смотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: рес­публиканского и местных органов власти.

5) оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направ­ляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложе­ния в отрасли экономики должны решать задачи структур­ной ее перестройки, концентрироваться в перспективных от­раслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджет­ных средств, направляемых в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля. Изменение в политике бюджетного фи­нансирования отраслей экономики в целом должны осуще­ствляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с разви­тием и укреплением хозяйственного расчета и самофинанси­рования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня на­селения;

Перейти на страницу: 1 2 3

Copyright © 2010 - 2025 Честные финансы www.finhonest.ru