Валютно - курсовые риски и их роль в деятельности фирмы
Значимость валютного курса для предприятий различается в зависимости от степени конкуренции с импортом. На более насыщенных импортом рынках (доля более 25%) предприятия, сталкивающие с более высокими темпами укрепления рубля, как правило, сравнительно чаще выступают в пользу ослабления валютного курса, чем те предприятия, которые работают на менее насыщенных импортом рынках. Для этих рынков доля предприятий, указавших предпочтительный курс более 30 рублей за доллар, составляет 49% и 29% соответственно.
На основе выше сказанного можно утверждать, что в условиях укрепления национальной валюты ограничение динамики отпускных цен – один из инструментов для поддержания конкурентоспособности предприятий. Однако в российских условиях предприятия, как правило, слабо адаптируют отпускные цены к изменениям валютного курса: ответы предприятий относительно изменения цен в 2005 г. слабо изменяются в зависимости от наблюдаемых темпов укрепления рубля. Более существенным последствием для предприятий от изменения валютного курса является сокращение объема продаж на внутреннем рынке. Предприятия, которые сталкиваются с более сильным укреплением рубля, как правило, чаще отмечают снижение объемов продаж по сравнению с ожидаемым в начале года. Изменение рентабельности предприятия также как и отпускные цены слабо коррелируют с изменением валютного курса. В целом распределение откликов руководителей относительно изменения рентабельности на своем предприятии в зависимости от изменения валютного курса оказалось симметричным.
Согласно официальной позиции, заявленной в программных документах правительства и Банка России, допускаемые темпы реального укрепления рубля обеспечивают «приемлемый баланс между поддержанием текущей конкурентоспособности отечественного производства и созданием условий для модернизации российской экономики в среднесрочной перспективе». В тоже время, проведенные опросы промышленных предприятий демонстрируют наличие расхождения между официальными оценками эффектов от укрепления рубля и реальной ситуацией на уровне предприятий. Результаты опроса позволили сделать следующие выводы.
Во-первых, валютный курс может являться важным фактором, который определяет исход конкурентной борьбы на внутреннем рынке (т.е. изменение доли конкурирующего импорта на внутреннем рынке). На более насыщенных импортом рынках значение валютного курса для предприятий увеличивается.
Во-вторых, расширение импорта, связанное с укреплением рубля, оказывает негативное воздействие на показатели деятельности предприятий (прежде всего, объемы продаж и рентабельность).
В-третьих, положительные эффекты от укрепления рубля ограничены фактическим отсутствием у предприятий иностранных займов, а также ростом цен на импортные комплектующие (в рублевом выражении).
В-четвертых, укрепление рубля сокращает ценовую конкурентоспособность предприятий, одновременно не происходит активного формирования потенциала для роста конкурентоспособности качества.
В-пятых, планы предприятий по повышению конкурентоспособности относительно импорта связаны в основном с тактическими мерами (постепенным повышением качества продукции и сокращением издержек), в то время как «стратегические» меры – выпуск новых продуктов и поиск новых сфер деятельности, – остаются наименее востребованными.
В-шестых, возможности по расширению производства (увеличению занятости) и реализации мер по модернизации производства промышленные предприятия связывают с ожиданием ослабления рубля.