Этапы становления валютного рынка Республики Казахстан
Но верно также и то, что стоимость стремится отыскивать такие валюты, внутренняя стабильность которых делает будущую стоимость предсказуемой. Это валюты стран с устойчивой банковской системой, активными финансовыми рынками с продолжительными кривыми доходности, законодательством, которое поддерживает обеспечительный залог. Тот факт, что международные арбитражеры нашли средство сохранения стоимости на казахстанских рынках облигаций, подтверждает, что тенге является такой валютой. Если международные арбитражеры доверяют тенге, то может быть и казахстанцам тоже пора доверять своей валюте.
Подытоживая, что можно предложить для улучшения стабилизации валютного курса тенге и для нормального функционирования казахстанского валютного рынка. Использование искусственных методов, например, сжатия денежной массы за счет снижения финансовых возможностей производства, способно лишь создать временную иллюзию возможностей и положительных сдвигов, но в конечном итоге ухудшить экономическую ситуацию. Часто говорится о валютной интервенции как способе стабилизации курса. Но возможности валютной интервенции резко ограничены в масштабах и во времени.
Возможности стабилизации курса тенге прежде всего зависят от общеэкономической ситуации в стране: от динамики производства, масштабов сбалансированности внешней торговли, финансово-кредитной политики, политики процентной ставки и т.д.
Одновременно должен быть принят ряд мер, который обеспечит переключение повышенного спроса на валюту как форм тезаврирования денег и защиты денежных накоплений от обесценения на другие сферы приложения: расширение продажи жилья и нежилых помещений, земли, других форм недвижимости; эмиссия ценных бумаг (заем) с положительной процентной ставкой; повышение процентных ставок по депозитам, в первую очередь по срочным; развитие всех форм страхования.
Другим направлением решения проблемы курса тенге является увеличение предложения валюты. Естественно, что ныне главной предпосылкой этого является расширение источников получения валюты и прежде всего расширение экспортной базы. При этом важнейшее значение имеет недопущение вывоза или оставления валюты, получаемой экспортерами, на счетах в зарубежных банках. А каналов трансграничной «утечки» капитала достаточно много. И, наконец, необходимо максимальное сокращение затрат валюты на неэффективный импорт.
Наибольший эффект при наименьших затратах может быть обеспечен принятием особых мер в области валютного контроля путем: существенного улучшения работы государственной службы валютного и экспортного контроля; введения жестких санкций за незаконно оставленную за границей экспортную выручку или незаконно переведенную за границу иностранную валюту; постепенного смягчения ограничения по текущим валютным операциям для резидентов при одновременном усилении контроля за движением капиталов с целью предотвращения незаконного вывоза капиталов за границу; введения в законодательном порядке строгой ответственности за искажение информации по валютным операциям коммерческими банками; улучшения таможенной и валютно-финансовой отчетности; осуществления проверки использования валютных средств на счетах за рубежом, в том числе открытых по решениям Правительства; кроме того, следует сократить практику использования целевых блокированных счетов за рубежом или открывать их в казахстанских банках; создать эффективный механизм регистрации оффшорных компаний и контроля за ними; пресекать дальнейшую утечку валютных средств за границу через деятельность на территории Казахстана представителей иностранных страховых компаний; внести изменения в действующий порядок вывоза и ввоза наличной иностранной валюты уполномоченными банками, юридическими и физическими лицами; разработать механизм взаимодействия с ведомствами иностранных государств, выполняющими функции валютного и экспортного контроля, и соответствующими международными организациями; безотлагательно подписать и ратифицировать международные конвенции, определяющие рамки сотрудничества государств-участников в борьбе с финансовыми преступлениями, а также привести законодательство Республики Казахстан в соответствие с этими документами и рекомендациями специализированных международных организаций (в частности, это касается меры в правовых государствах).