Анализ доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов
Таблица 5
Расходы консолидированного бюджета регионов по функциональной классификации в январе-ноябре 2004 и 2003 гг.
Объем расходов (% ВВП) |
Доля в расходах, % | |||
2003 |
2004 |
2003 |
2004 | |
Расходы |
14,0 |
13,3 |
100 |
100 |
Обслуживание долга |
0,1 |
0,1 |
1,0 |
1,1 |
Социальная сфера |
6,1 |
6,1 |
43,8 |
46,1 |
Образование |
2,7 |
2,6 |
19,1 |
20,0 |
Здравоохранение |
1,9 |
1,8 |
13,3 |
13,7 |
Социальная политика |
1,3 |
1,3 |
9,1 |
10,1 |
Культура |
0,3 |
0,3 |
2,3 |
2,4 |
Экономика и бюджетные фонды |
3,9 |
3,2 |
27,7 |
24,3 |
Госуправление и силовые ведомства |
1,4 |
1,3 |
9,9 |
10,0 |
ЖКХ |
1,8 |
1,6 |
13,1 |
12,1 |
Прочие расходы |
0,6 |
0,6 |
4,5 |
4,6 |
В функциональной классификации расходов наиболее сильное снижение в процентах ВВП произошло в расходах на экономику и расходах бюджетных фондов, прежде всего, территориальных дорожных фондов, в силу уже упомянутых причин сокращения их доходной части. Кроме того, снизились также расходы на ЖКХ.
Ещё одной отличительной чертой структуры расходов консолидированных бюджетов регионов является в 2004 году беспрецедентный рост расходов по статье «Финансовая помощь бюджетам других уровней». Фактически эти расходы представляют собой передачу средств на федеральный уровень для исполнения делегированных полномочий и, как правило, незначительны. В октябре текущего года регионы израсходовали 14,5 млрд. рублей и ещё 20,8 млрд. рублей в ноябре против 826 млн. рублей за весь прошлый год. Весь прирост расходов по этой статье приходится в 2004 году на консолидированный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа и представляет собой добровольную передачу на федеральный уровень части дополнительных доходов, возникших от уплаты доначисленного налога на прибыль НК ЮКОС.