Исполнение Федерального бюджета Российской Федерации
В отличие от финансового резерва, за Стабилизационным фондом закрепляются фиксированные доходные источники – часть поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и экспортных пошлин на нефть, формируемая за счет превышения ценами на нефть базового уровня. Базовый уровень установлен в размере 20 долларов за баррель, исходя из среднего уровня цен на нефть марки «Юралс» за последние 10 лет. Кроме того, в Стабилизационный фонд будут перечисляться остатки средств федерального бюджета по состоянию на конец финансового года (за исключением средств, используемых на покрытие кассовых разрывов).
До достижения объема Стабилизационного фонда 500 млрд. рублей его средства могут быть использованы только для финансирования дефицита федерального бюджета в случае падения цен на нефть ниже базового уровня. Средства Стабилизационного фонда, превышающие 500 млрд. рублей, могут быть направлены в соответствии с федеральным законом и на иные цели.
В январе 2004 года в Стабилизационный фонд Российской Федерации были перечислены остатки средств финансового резерва на начало 2004 финансового года в размере 106,3 млрд. рублей. Поступления за январь 2004 года от фиксированных источников формирования Стабилизационного фонда в размере 16,1 млрд. рублей были перечислены в феврале. Общая сумма поступлений в Стабилизационный фонд Российской Федерации составляет 122,4 млрд.рублей, достаточные для покрытия дефицита федерального бюджета в случае падения цены на нефть до 15 долларов за баррель в течение 6 месяцев. Таким образом, уже с самого начала своего функционирования Стабилизационный фонд обеспечил достаточный запас прочности федерального бюджета к неблагоприятным изменениям внешнеэкономической конъюнктуры.
В 2002-2004 годах была проведена налоговая реформа, обеспечившая существенное сокращение налоговой нагрузки на экономику, упрощение налоговой системы и совершенствование ее структуры, повышение налоговой дисциплины и улучшение налогового администрирования. Были отменены оборотные налоги и налог с продаж, введена «плоская» ставка налога на доходы физических лиц, снижена ставка и оптимизирована база налога на прибыль организаций, снижена ставка НДС и единого социального налога (ЕСН), повышена эффективность налогов на использование природных ресурсов, введены упрощенные режимы налогообложения для малого предпринимательства.
В 2002-2004 годах, после введения в действие первого и второго этапов налоговой реформы, налоговая нагрузка на экономику сократилась, однако фактические поступления доходов в бюджет оставались на стабильном уровне. Это стало возможным благодаря высоким ценам на нефть и увеличению изъятия природной ренты в нефтяном секторе. Кроме того, проведенные реформы способствовали расширению налогооблагаемой базы, в частности, за счет сокращения теневого сектора экономики и теневых доходов. Снижение налоговой нагрузки становится более очевидным, если рассчитать гипотетические налоговые поступления при постоянной базовой цене 20 долларов за баррель (таблица 3).
Таблица 3
Динамика налоговой нагрузки на экономику, % от ВВП
2001 факт |
2002 факт |
2003 факт |
2004 | |
Налоговые доходы бюджетной системы, |
33,9 |
34,7 |
34,1 |
33,1 |
При исключенном влиянии изменения мировых цен на нефть |
32,4 |
33,7 |
32,7 |
30,4 |
Параллельно реформе налоговой системы улучшалось администрирование бюджетных доходов. Серьезным шагом в этом направлении стали изменения в налоговом законодательстве, позволившие повысить текущую собираемость налогов, и меры, направленные на погашение просроченной задолженности налогоплательщиков. В частности, были полностью отменены неденежные формы расчетов с бюджетом, а предприятиям были предложены схемы реструктуризации задолженности перед бюджетом в обмен на полное и своевременное исполнение текущих налоговых обязательств.