Цели создания корпорации
Третье свойство корпорации, не являясь всеобщим, проявляется в крупных компаниях (акции которых обращаются на биржах, околобиржевых площадках или иных рынках капитала) с неизбежностью экономического закона. Это - разделение собственности и управления.
Многопрофильность, наряду с крупным форматом и сложной структурой, также является отличительной особенностью корпорации по сравнению с предприятием (компанией).1
В. Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества, разработал типологию корпораций, действующих в современных условиях.2
Классическая корпоративная структура характеризуется четким разграничением собственности и управления, противопоставлением владельцев компании наемным работникам. В процессе развития совершенствовались формы ее организации. Это предприятие индустриального типа, со значительными основными фондами, большой численностью персонала, действующее в сфере производства материальной продукции (Shevron, British Petroleum).
Этатистская структура: главный собственник и организатор государство. Цель такой корпорации - не достижение максимальной эффективности производства, а реализация поставленных задач. Она существовала при тоталитарных режимах или создавалась для решения задач в масштабе национальной экономики.
Креативная структура: ее деятельность направлена на реализацию внутренних устремлений и идеалов создателей и может быть экономически нецелесообразна; создается одной или несколькими творческими личностями и действует в сфере производства интеллектуальноемкой продукции или услуг, связанных с информационными технологиями (Microsoft, Dell).
В общем виде целью создания и существования корпораций является благосостояние их владельцев
Это благосостояние можно сравнить с таким главным в экономической теории и трудно формализуемым показателем эффективности национальной экономики, как ЧЭБ (чистое экономическое благосостояние).
Стоимость корпорации (сводящаяся к рыночной стоимости акции) -одно из формализации благосостояния владельцев, но этот показатель вбирает в себя только факты предыстории компании. В современной динамичной среде эффект последействия (влияние прошлых событий на будущие) снижается, а главным становятся прогнозы и интуиция компетентных специалистов. Поэтому возрастает популярность такой концепции стратегического управления, как Balanced Scorecard - BSC (Сбалансирован-ная система показателей - ССП), которая совмещает финансовые показатели (как отражение достигнутого) и нефинансовые, способствующие, по мнению менеджмента компании, достижению целей в будущем.1
Стоимость корпорации является самым важным ее показателем по причине деперсонализации владельца и отделения собственников от управ-ления. Как считает компания McKinsey & Company, составляющими процесса извлечения стоимости являются финансовые, стратегические и организационные аспекты2
. Утверждается, что важнейшими для «стоимост-ного мышления» являются шесть компонентов: формирование целевых установок и индикаторов, управление бизнес-портфелем, разработка органи-зационной структуры, определение факторов создания стоимости, управле-ние эффективностью функционирования бизнеса и управление работой персонала. Добившись порядка в этих областях, компании смогут успешно организовать процесс управления, нацеленного на создание стоимости.