Структура пенсионной системы в Украине
Создание второго уровня пенсионной системы означает утверждение в стране системы общеобязательного накопительного пенсионного страхования. Суть такой системы состоит в том, что часть обязательных взносов в пенсионную систему (общий уровень пенсионных отчислений останется неизменным) накапливается в едином Накопительном фонде и учитывается на индивидуальных накопительным пенсионных счетах граждан, на которых учитываются такие взносы. Данные денежные средства инвестируются в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляционных процессов. Управление пенсионными средствами осуществляют компании управления активами (для которых эта деятельность будет профессиональной и лицензированной), отобранными на конкурсе – трендовой основе. При инвестировании пенсионных активов компании будут действовать согласно с требованиями законопроектов в отношении инвестирования, рынков, на которых можно будет осуществлять инвестирование и требований диверсификации инвестиционных вложений. Непосредственное сбережение пенсионных активов будет осуществлять банковское учреждение – хранитель, которые будет нести ответственность за целевое использование этих активов. Деньги, которые учитываются на индивидуальных накопительных счетах граждан, считаются собственностью граждан, и они могут воспользоваться ими при достижении пенсионного возраста (или в случаях. предусмотренных законом, раньше срока, например в случае инвалидности). Выплаты из Накопительного фонда будут осуществляться дополнительно к выплатам из солидарной системы.
Введение второго уровня пенсионного страхования позволит:
- увеличить общий размер пенсионных выплат за счет получения инвестиционного дохода (совокупный средний размер пенсионных выплат из солидарной системы и обязательной накопительной системы ожидается на уровне 55-60% средней заработной платы в Украине, в настоящее время такие выплаты составляют приблизительно 35%);
- усилить зависимость размера пенсии от трудового оклада, а также усилить заинтересованность граждан и их работодателей в уплате пенсионных взносов;
- уменьшить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда работодателей за счет пересчета части обязательных пенсионных взносов в Накопительный фонд;
- унаследовать денежные средства, находящиеся на персональном пенсионном накопительном счете, родственникам застрахованного лица;
- создать мощный источник инвестиционных ресурсов для роста национальной экономики;
- разделить риски выплаты низких размеров пенсий между первым и вторым уровнями пенсионной системы, и таким образом застраховать будущих пенсионеров от негативных демографических тенденций и колебаний в экономическом развитии государства;
- повысить эффективность управления системой пенсионного обеспечения за счет передачи негосударственным компаниям функции управления пенсионными активами.
Законопроектом также предусматривается, что, начиная с 2018 г., гражданам будет дано право, в случае их желания, перевести их обязательные пенсионные сбережения из Накопительного фонда в выбранный ими негосударственный пенсионный фонд, т.е. на третий уровень пенсионной системы. Это позволит застрахованным лицам самостоятельно решать, какая инвестиционная политика наиболее благоприятна для инвестирования из пенсионных сбережений, а также – в большей мере влиять на размер своей будущей пенсии.