• Необходимость и сущность денег
  • Финансовое состояние препдриятия
  • Бюджетная система России

Разделы

  • Главная
  • Современная финансовая политика государства
  • Принципы организации финансов предприятий
  • Необходимость и сущность денег
  • Лекции по финансам
  • Финансовое состояние препдриятия
  • Бюджетная система России

Анализ налоговой системы России и ее проблем

Во-вторых, доля налоговых поступлений зависит от способности предприятий некоторых отраслей уходить от уплаты налогов как легальными, так и нелегальными путями. Традиционно лучше других это удавалось торговле, строительству, а также сферам общественного питания, материально-технического снабжения и сбыта. Не случайно при неплохой рентабельности не менее 10 %[14] их вклад в совокупные налоговые платежи в 1,9 раза ниже, чем производство товаров и услуг.

Существуют и объективные условия, определяющие более высокую налоговую нагрузку на предприятия промышленности и транспорта, в частности высокая оснащенность основными фондами (зданиями, сооружениями и др.). Эти объекты налогообложения трудно скрыть от взимания налога на имущество. А в торговле оснащенность более низкая, с нее в этом смысле взять почти нечего.

Отрасли разнятся также размерами недоимки по налогам. Наиболее аккуратные плательщики - банки (в 2002 г. их недоимка была равна 0,6% суммарной недоимки по всем секторам), у промышленности самая большая недоимка (58,67%), причем она существенно превысила долю промышленности в совокупных налоговых поступлениях (39,7%), т.е. объективно получается, что недоимка облегчает налоговое бремя, приходящееся на этот сектор.

Фактически легальным способом смягчения бремени стали отсрочки налоговых платежей. На промышленность в 2002 г. приходилось 84,2% всех отсрочек. За 2003 г. задолженность бюджету всех предприятий превысила 279 млрд. рублей. При этом годовая прибыль рентабельных предприятий составляла 209 млрд., а убытки прочих - 187,5 млрд. Понятно, что в таких условиях выплатить столь огромную задолженность предприятия не в состоянии.

Таким образом, устранение неравномерности налоговой нагрузки по отраслям, ее перераспределение с промышленности на торговлю, общественное питание, снабжение, сбыт и строительство облегчило бы решение бюджетных проблем, хотя при таких масштабах ухода от налогов перевод налоговой нагрузки с промышленности на торговлю существенно снизит собираем ость налогов. Поэтому главная задача состоит в том, что одновременно с уменьшением налогового пресса и реструктуризацией налоговой системы, необходимо повысить эффективность бюджетной политики и качество работы налоговых органов.

2.3. Основные проблемы налоговой системы России.

Таблица 5. Налоговые доходы консолидированного бюджета, млрд. рублей [15]

Налоговые поступления

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Всего

140,7

377,4

520,5

619,0

НДС

33,5

91,3

134,5

172,1

Акцизы

6,7

26,8

52,5

65,6

Налог на прибыль

49,1

119,1

100,6

109,2

Подоходный налог с физических лиц

17,6

36,7

56,7

75,6

Таможенные пошлины

5,8

24,2

46,0

25,5

Федеральные дорожные фонды

3,3

9,7

14,1

16,8

Налог на имущество предприятий и физических лиц

4,9

16,1

36,7

47,4

Местные налоги и сборы

5,8

15,7

25,6

25,0

Платежи за пользование недрами и природными ресурсами

3,4

11,9

20,2

41,0

Спецналог

5,2

10,1

5,5

2,3

Прочие налоговые поступления

5,4

15,9

28,3

38,5

Госпошлина

0,5

1,1

1,6

1,7

земельный налог

1,7

3,3

5,4

9,4

транспортный налог

1,0

2,2

3,7

4,5

налог на операции с ценными бумагами

0,4

0,9

0,3

0,5

лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками и пивом

0,1

1,3

1,5

0,8

Каждый год,

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2010 - 2025 Честные финансы www.finhonest.ru