Бюджетное регулирование
1) отношение общей суммы внешнего долга к ВНП — 50%;
2) отношение общей суммы внешнего долга к годовому объему экспорта — 50%;
3) отношение выплат по внешнему долгу в течение года к экспортной выручке — 30%.
В 2007 году макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики, замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета. Наряду с продуманной политикой государственных расходов это позволило сформировать бюджет с профицитом и тем самым ослабить инфляционное давление на экономику.
В январе-декабре 2007 года в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38,4 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличилась с 47,8 до 48,8%, или на 1 п.п. При этом удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 47,4 до 48,5% в сравниваемых периодах (рост – на 1,1 п.п.), а недоимка сократилась с 0,4 до 0,3% ВВП (падение – на 0,1 п.п.). По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2008 года составила 234,7 млрд. рублей и сократилась по сравнению с началом 2007 года на 16,7%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,2% на 1.01.2007 г. до 0,8% на 1.01.2008 г. [19, c. 26]
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2007 год энергетичность доходов составила 1,065 что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 6,5 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2006 году энергетичность доходов была 1,16).
Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за 2006-2007 годы, таблица 2.1. Как видно из таблицы, в 2007 году выросли поступления, рассчитываемые от фонда заработной платы, – подоходный налог, налоги на фонд заработной платы, взносы на государственное социальное страхование. Налоги на товары и услуги увеличились на 2,5 п.п. в основном за счет роста акцизов (в реальном выражении акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли на 1,9 п.п. по сравнению с 2006 годом за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в 2,3 раза в реальном выражении. [19, c. 27]
Таблица 2.1
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2006-2007 гг., %
Показатель |
январь-декабрь 2006 |
январь-декабрь 2007 |
Налоговые доходы - всего |
72,4 |
70,1 |
в том числе: | ||
Прямые налоги на доходы и прибыль |
16,0 |
16,0 |
в т.ч. - подоходный налог |
6,1 |
6,5 |
Налоги на фонд заработной платы |
1,7 |
1,8 |
Налоги на собственность |
3,7 |
3,3 |
Налоги на товары и услуги |
35,9 |
38,4 |
в т.ч. - НДС |
19,2 |
19,2 |
- акцизы |
4,4 |
7,4 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
5,5 |
5,4 |
Взносы на государственное социальное страхование |
23,8 |
24,2 |
Неналоговые доходы |
3,8 |
5,7 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |