Сущность и функции финансов
Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.
Эти экономические отношения осуществляются:[1]
– по поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них;
– для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество;
– в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.
Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами. В результате перераспределения доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций или фирм и корпораций.
Для наглядности необходимо представить национальную экономику в виде системы, в которой в качестве элементов выступают хозяйствующие субъекты (производители, потребители, финансовые посредники), в качестве центра – государство, а структуру системы формируют взаимосвязи. Они могут быть денежными, когда деньги опосредуют движение материальных активов в эквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сделок не происходит перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, а следовательно, не существует и финансов как механизма такого перераспределения. Финансовые взаимосвязи между хозяйствующими субъектами возникают в ситуации, когда деньги перемещаются без эквивалента в виде материальных или денежных активов, а лишь на основе обязательств одной из сторон сделки. Так, население и предприятия платят налоги государству в денежной форме в обмен на обязательство государства выполнять свои функции. В результате этих сделок происходит перераспределение дохода общества в пользу одного из партнеров по сделке.
Таким образом, финансы – это денежные отношения хозяйствующих субъектов, включая государство, в результате которых доход общества меняет свою структуру путем увеличения его в руках одного субъекта за счет изъятия (неэквивалентного) этой части у другого.
Если форма активов меняется с денежной на товарную при эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, то, являясь денежными, эти отношения вряд ли могут быть отнесены к финансовым.
Поскольку современные финансовые рынки на три четверти опосредуют спекулятивные операции – денежные выигрыши за счет проигрыша другого, – то слово финансовые в их названии вполне оправданно: одна часть игроков в случае проигрыша перераспределяет часть своего денежного дохода в пользу выигравших. Так включается финансовый механизм содержания одной части общества за счет другой. Разница только в том, что в случае государства отношения по поводу выплаты налогов являются императивными, а в случае спекуляции на рынках производных финансовых инструментов эти отношения возникают добровольно.
Другими словами, финансы являются механизмом неэквивалентного перераспределения доходов общества в пользу одного из агентов за счет другого с целью обеспечения возможности выполнения им его функций, в которых общество нуждается.
Можно сказать, что финансы представляют собой структурные связи в экономической системе (т.е. денежные отношения определенного свойства между хозяйствующими субъектами, включая государство) или механизм поддержания того социального института, без которого общество было бы менее эффективным.
Если сущность финансов можно выразить многоаспектно, то столь же многогранно она выражается в функциях финансов.
Функции финансов состоят в следующем:[2]
– перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяйствующих субъектов за счет другого;
– способствуют формированию фонда денежных средств государства или хозяйствующих субъектов;
– обеспечивают выполнение соответствующими хозяйствующими субъектами функций, в которых общество нуждается.
– регулируют мотивацию хозяйствующих субъектов с целью достижения целей общества на том или ином этапе его развития;
– контролируют, оценивают эффективность использования перераспределенных денежных средств с целью изменения параметров такого перераспределения.
В рамках нормативной теории финансов если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться механизм перераспределения денежных средств в пользу государства, достаточных для обеспечения возложенных на него функций. В этой связи встает вопрос о том, сколько средств следует выделять государству, чтобы экономика была эффективной; в какой мере это будет ущемлять интересы хозяйствующих субъектов; какие выбрать показатели оценки эффективности государственных расходов; кто будет регламентировать последние; каковы условия достижения «золотой середины» между бюрократическими структурами государства и корпоративным менеджментом (а в целом – между рынком и государством) в управлении денежными средствами, циркулирующими в национальном хозяйстве, и так далее.