Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения
Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны: с составлением проекта бюджета; внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа; с исполнением бюджета; управлением государственным, муниципальным долгом; ведомственным контролем за исполнением бюджета; представлением отчета об исполнении бюджета и другими полномочиями.
Весь бюджетный период делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют друг друга.
Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета.
Рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований. Бюджетное законодательство предусматривает возможность утверждения проекта федерального бюджета на соответствующий год после четырех чтений. После четвертого чтения проект федерального бюджета рассматривается на пленарном заседании Государственной Думы для голосования в целом. Принятый Федеральный закон "О Федеральном бюджете на соответствующий год" в соответствии со ст.105 и 107 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом.
Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится 1 год. Исполнение возложено на соответствующие органы исполнительной власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом. Исполнение бюджета завершается 31 декабря.
Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении бюджета после получения заключения Счетной палаты и принимает соответствующее решение.
Приложение
Основные показатели прогноза социально-экономического развития России
Показатели |
Годы | ||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2008 | |
Инфляция (прирост), % к декабрю предыдущего года |
20,2 |
18,6 |
15,1 |
10,0-12,0 |
8,0-10,0 |
6,5-8,5 |
5,0-7,0 |
ВВП (прирост), % к предыдущему году |
10,0 |
5,0 |
4,3 |
5,9 |
3,8-5,2 |
4,8-5,9 |
5,0-6,5 |
Структура производства ВВП, %: воспроизводство товаров; производство услуг. |
40,2 49,2 |
38,3 51,0 |
36,5 54,0 |
35,7 53,4 |
35,4 53,8 |
35,1 54,1 |
34,4 54,8 |
Продукция промышленности (прирост),% к предыдущему году. |
11,9 |
4,9 |
3,7 |
5,9 |
3,6-4,7 |
4,0-5,2 |
4,6-5,7 |
Структура промышленного производства, %: доля добывающих отраслей; доля обрабатывающих отраслей. |
50,4 49,6 |
48,1 51,9 |
49,0 51,0 |
49,4 50,6 |
48,9 51,1 |
48,2 51,8 |
45,7 54,3 |
Продукция с/х (прирост), % к предыдущему году |
7,7 |
7,5 |
1,7 |
1,0 |
3,5-4,0 |
3,5-4,0 |
3,5-4,0 |
Инвестиции в основной капитал (прирост), % к предыдущему году |
17,4 |
8,7 |
2,6 |
9,3 |
6,6-8,0 |
8,2-9,2 |
8,2-9,5 |
Иностранные инвестиции (прямые), млрд. долл. |
4,4 |
4,0 |
4,0 |
6,5 |
7,1-7,8 |
7,8-8,5 |
10,0-12,0 |
Экспорт товаров, млрд. долл. |
105,0 |
101,9 |
107,2 |
124,9 |
113,2-125 |
114,6-131,4 |
126,0-153,0 |
Структура экспорта, %: сырьё и материалы; машино-техническая продукция. |
91,4 8,6 |
89,8 10,2 |
90,7 9,3 |
91,3 8,7 |
90,7 9,3 |
90,3 9,7 |
89,0 11,0 |
Импорт товаров, млрд. долл. |
44,9 |
53,8 |
61,0 |
71,0 |
76,2-78,4 |
81,8-86,5 |
98,0-112,0 |
Уровень безработицы (среднегодовой), % к экономически активному населению: общий; официально зарегистрированный |
10,5 1,5 |
9,0 1,5 |
8,0 1,7 |
8,3 2,2 |
8,4-8,0 2,5-2,4 |
8,2-7,9 2,4-2,2 |
7,1-7,2 2,0 |
Реальные располагаемые доходы населения, % к предыдущему году |
111,9 |
108,5 |
109,9 |
109,2 |
106,7-108,1 |
106,7-108,1 |
106,5-108,0 |
Расходы Федерального бюджета, % ВВП |
14,1 |
14,6 |
15,6 |
15,1 |
14,3 |
13,5 |
13,0 |
Расходы консолидированного бюджета, % ВВП |
25,8 |
25,8 |
28,1 |
26,5 |
24,8 |
23,2 |
22,5 |