Правовое использование иностранной валюты во внешнеторговой деятельности РФ
В настоящее время функции валютного контроля в России осуществляются одновременно несколькими федеральными органами исполнительной власти (Правительством РФ, Банком России, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ), что обусловлено технологическим удобством осуществления контроля всеми ведомствами, в сферу изучения которых попадают необходимые документы и информация. Более того, наряду с контрольной функцией, данные федеральные органы осуществляют правовое регулирование валютных отношений, что в целом отрицательно влияет на его действенность. Повысить эффективность валютного регулирования внешнеторговой деятельности позволит организация макровалютного контроля путем создания специального федерального органа исполнительной власти – Государственной валютной инспекции Российской Федерации, которая обеспечила бы проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства гражданами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти.
На практике много проблем возникает при применении ответственности за нарушения валютного законодательства. Одна из проблем — отсутствие в законодательстве определения валютного правонарушения. На основе имеющихся теоретических разработок, и исходя из правоприменительной практики, можно предложить следующую редакцию данного понятия. Валютное правонарушение — противоправное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное умышленно или по неосторожности, за которое валютным законодательством установлена ответственность. Более того, целесообразно зафиксировать в комплексном законодательном акте конкретные составы валютных правонарушений и меры юридической ответственности за их совершение, а также дифференцировать ответственность за нарушения валютного законодательства в зависимости от степени общественной опасности совершенного правонарушения и виновности правонарушителя, наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. Эти меры обеспечат реализацию ответственности за нарушения валютного законодательства на основании принципов законности, однократности привлечения к ответственности и презумпции невиновности.
В настоящее время правовая регламентация валютных отношений осуществляется большим количеством нормативных актов, в основном подзаконного характера, принятых на различных этапах экономических реформ. Основной нормативный акт в рассматриваемой сфере — Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» — устарел и не отвечает потребностям экономики. Повышение эффективности правового регулирования всего сложного и неоднородного состава валютных отношений обеспечит кодификация и систематизация валютного законодательства в едином комплексном законодательном акте. Таким актом может быть новая редакция закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Однако с учетом повышения роли валютного регулирования в России и возможности выделения валютного права как самостоятельной отрасли права можно предположить, что в дальнейшем возникнет потребность в принятии Валютного кодекса России, который позволит не только эффективно регламентировать валютные отношения в сфере внешней торговли, но и в целом оборот валютных ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания этой работы, мы усвоили понятие конвертируемости валюты, значение ее в международных торговых отношениях. Рассмотрели основные механизмы и режимы обратимости. Кратко изложили правовые аспекты конвертируемости валют на российском рынке. Узнали особенности торговли на валютном рынке. Различие внешней и внутренней конвертируемости. Выяснили, как же устанавливаются цены на валютном рынке, отчего зависит валютный курс и т.п.