Структура и динамика спроса на факторинговые услуги
Рис. 7 Динамика денежных требований, уступленных факторам в 2002-2004 гг., млн долл.
За 2002-2004 гг. спрос на факторинговые услуги увеличился почти в 3 раза, при этом более 80% прироста пришлось на 2004 год (см. рис.8).
Рис.
8. Динамика количества клиентов факторов за 2002-2004 гг.
Сейчас рынок факторинговых услуг является одним из самых высокодоходных и развивающихся рынков России. Его прирост в 2005 году составил от 80 до 120%, а объем - $3-5,7 млрд.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
· Особенность структуры спроса на факторинговые услуги - наибольший сегмент принадлежит производственным компаниям (81%), как среди производственных компаний, так и торговых доминируют компании пищевой отрасли и приборостроения;
· Размер предприятия-клиента не оказывает существенного влияния на привлекательность для него факторинга. Для малых компаний факторинг является привлекательным поскольку позволяет им получать финансирование без залога, для средних в факторинге более важно страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью, крупным предприятиям факторинг позволяет уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов.
· Темпы роста российского рынка факторинга увеличиваются с каждым годом. В среднем прирост составляет 250%. Объясняется это тем, что этот инструмент, который фактически является беззалоговым финансированием, доступен широкому кругу малых и средних компаний. Если в ближайшие два-три года достигнутые темпы расширения рынка сохранятся, то к концу 2008-го его оборот составит не менее $40 млрд., а это уже сопоставимо с показателями европейских стран.