Понятие, классификация и особенности факторинговых услуг
Благодаря этой важной характеристике факторинговое финансирование становится доступным широкому кругу малых и средних российских предприятий, для которых недоступны другие источники финансирования. Неудовлетворенный спрос на финансирование со стороны таких компаний становится залогом быстрого развития факторинга в России на ближайшие годы.
Следующим преимуществом факторинга является то, что это целевой инструмент для увеличения объемов продаж. Он позволяет предоставлять клиентам отсрочку платежа, что является одним из важнейших ресурсов конкурентоспособности продаж компании, потому что на высококонкурентных рынках, когда дальнейшее снижение цены уже невозможно, именно отсрочка платежа становится единственно возможным конкурентным преимуществом.
Другим важным, хотя и не очевидным, преимуществом факторинга является его стоимость. Стоимость факторингового финансирования составляет 18%-21% годовых. На стоимость факторингового обслуживания в первую очередь влияют те услуги, которые входят в портфель клиентов. Кроме этого, влияние на уровень ставки оказывают величина бизнеса клиента и оценка качества передаваемой дебиторской задолженности.
В мировой практике в процессе развития производства и рыночных отношений выделились определенные виды факторингового обслуживания.
Факторинг может быть как открытый (конвенционный), так и закрытый (или конфиденциальный). При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактор и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В случае закрытого факторинга дебитор не ставится в известность о наличии договора факторингового обслуживания и продолжает осуществлять платеже поставщику, который в свою очередь направляет их в пользу фактора. В России ст.830 ГК РФ безоговорочно определяет конвенционный тип факторинговой сделки, при условии, что должнику предоставляется право потребовать от финансового агента доказательства о переуступке ему требования, которое должник обязан оплатить.
По страновому признаку операции факторинга подразделяются на внутренний и международный факторинг. Внутренний факторинг
проводится факторами при условии, что продавец и покупатель находятся в одной стране и все расчеты между ними осуществляются в валюте этой страны. Международный факторинг
, напротив, обслуживает расчеты между партнерами из разных стран. Такие расчеты могут осуществляться в разных валютах.
Другое деление, которое применяют по отношению к операциям факторинга, это выделение экспортного и импортного факторинга. Экспортный факторинг
включает в себя: финансирование экспортера сразу после отгрузки товара на экспорт; страхование риска неплатежа иностранного дебитора; административное управление дебиторской задолженностью; услуги по оценке платежеспособности иностранных дебиторов. Экспортный факторинг позволяет поставщикам предоставлять своим клиентам отсрочку до 120 дней; проверить надежность иностранных контрагентов в связи с особенностями законодательства за рубежом; эффективно собрать задолженность.
Импортный факторинг
в чистом виде предполагает выставление платежных гарантий за импортера финансовой компанией, клиентом которой он является, а также инкассирование фактором контрактной выручки и своевременный перевод ее на счет экспортера. Интерес фактора в данном случае представлен в виде комиссионного вознаграждения за выдачу гарантий и инкассо документов.