Налоговые реформы и перспективы налогового обложения
Имеется в виду отношение ко всей совокупности подлежащих к уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, механизмов их исчисления и методов контроля за их взиманием, что в свою очередь, зависит от следующих факторов:
- менталитета и гражданской позиции налогоплательщика, то есть уровня его общественного сознания, экономической грамотности и налоговой культуры, предполагающих понимание им необходимости платить без принуждения налоги как не только свой первостепенный гражданский долг, но и почетное право во благо себе и людям принимать таким образом непосредственное участие в государственном строительстве;
- особенностей мотивации, то есть степени и характера личной заинтересованности в успехе налоговой реформы в целом и решения ее отдельных целевых задач со стороны налогоплательщика, зависящих от его предыдущего опыта, индивидуального представления об ожидаемой от нее выгоды, коммуникативности, имущественного, социального и общественного статуса, способности свободно ориентироваться в сложных проблемах рыночной экономики, перспективах ее устойчивого развития и своего места в ней.
Отсюда однозначный вывод: любые задачи налогового законодательства реально осознаются налогоплательщиком лишь тогда, когда они непосредственно затрагивают его интересы в финансовом смысле. Именно таким избирательным подходом к налоговой системе, который необходимо обязательно учитывать при ее проектировании и управлении налогами, можно объяснить, почему одни налогоплательщики безоговорочно доверяют ей и оказываются в числе ее убежденных сторонников, причем даже при наличии в ней явных изъянов и серьезных недостатков, другие – не только отказывают ей в таком доверии, но и становятся ее непримиримыми противниками, в связи с чем всячески игнорируют и поносят, не взирая на все, казалось бы, разумные доводы о ее несомненных достоинствах и эффективности. Вот почему некоторые исследователи в области налогообложения с полным основанием считают, что влияние субъективного человеческого фактора, индивидуального и коллективного опыта людей неизбежно сказываются на судьбе налоговой реформы.
Для того, чтобы вводимая налоговой реформой налоговая система была хорошо понята, а значит – и принята населением и предпринимателями, положения относящегося к ней законодательства должны быть предельно четко сформулированы, ясно изложены и не допускать неоднозначного толкования или двусмысленности, чтобы налоговые инструкции их только разъясняли, но ни в коем случае не корректировали и подменяли.
Для экономики развивающихся стран при проведении в них налоговых реформ немаловажным является и вопрос достижения оптимального баланса фискально-распределительной и стимулирующей функций вводимых ими налоговых систем. Вот здесь как раз в разрезе рассматриваемой нами темы и возникает больше всего сложных проблем.
Одной из первостепенных среди них является проблема налогового регулирования доходов для стимулирования роста сбережений населения, с одной стороны, и инвестиции, - с другой (в той степени как первые по мере накопления являются источником вторых). Ведь это не только взаимосвязано между собой (между указанными показателями существует прямая зависимость), но и ведет к более высокому соотношению капитала и активов, капитала к труду, повышению дохода на душу населения.
Важнейшей отраслью экономики и источником пополнения государственной казны служат розничная торговля и общественное питание. Как отмечалось выше, розничный товарооборот несколько снизился. Его динамика определяется уменьшением платежеспособного спроса населения. Вследствие финансового кризиса снизились реальные располагаемые доходы граждан. Начала улучшаться и его структура, что выразилось в уменьшении удельного веса продовольственных товаров. Позитивно сказываются и меры, предпринимаемые по борьбе с теневой экономикой в сфере оптовой и розничной продукции.
Примерно такая же картина, как в торговле, только в меньших масштабах наблюдается на рынке услуг. Снижение платежеспособного спроса сразу после кризиса и постепенное оживление, которому в этой сфере весьма способствует наличие реальной конкуренции. Более трети услуг в настоящее время оказывается населению предприятиями различных негосударственных форм собственности и более четверти услуг оказывается частными индивидуальными предпринимателями.