Эмиссионное регулирование
Несоответствие фактических остатков наиболее ликвидных (наличных) денежных средств у коммерческих банков объему эмитированной ими безналичной денежной массы создает угрозу падения уровня ликвидности банковской системы. Поддержание процентного отношения между наличными и безналичными денежными средствами достигается, в частности, пропорциональной эмиссией наличности со стороны центрального банка при поощрении им депозитной экспансии.
Любая национальная валюта в настоящее время является только бумажной (не обеспеченной золотом). В принципе рубли могли бы выпускаться банком России в неограниченном количестве, поскольку прямые законодательные ограничения отсутствуют. Они определяются задачами, которые поставлены перед Центральным банком. Именно исходя из косвенных ограничений, Банк России предоставляет коммерческим банкам свои деньги лишь в ограниченном количестве.
Предоставление банкнот для платежного оборота является для Центрального банка технически сложным процессом, который начинается с планирования банкнотной серии и заканчивается уничтожением непригодных банкнот.
Выпуск
наличных денег происходит ежедневно (ежечасно) на территории отдельного государства в пределах сумм,изымаемых из обращения.
Эмиссия
наличных денег осуществляется сверх сумм
, изъятых из обращения, и в этом смысле становится фактором денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка.
Эмиссионное регулирование
, т. е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения, означает следующее:
- определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так и в целом по стране (эмиссионный результат может быть с «полюсом», когда происходит выпуск денег в обращение, или с «минусом», когда производится изъятие денег из обращения);
- правильное документальное оформление всех эмиссионных операций.
Руководство эмиссионным регулированием осуществляет Департамент эмиссионно-кассовых операций (ДЭКО). В территориальных учреждениях Банка России создаются управления (отделы) эмиссионно-кассовых операций. Основными направлениями деятельности этих подразделений являются:
- организация кассовой работы;
- учет эмиссионных операций;
- анализ и обеспечение платежного оборота денежной наличностью;
- вопросы технической укрепленности кассовых узлов;
- организация экспертизы денежных знаков;
- механизация кассовых операций.
Работники управления (отдела) эмиссионо-кассовых операций проверяют работу каждого расчетно-кассового центра не реже одного раза в год и осуществляют контроль за устранением недостатков в работе проверенного РКЦ.
Для осуществления эмиссионного регулирования в территориальных учреждениях, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных билетов и монеты. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, поскольку они включаются в общую массу денег, находящуюся в обращении.
Банк России утверждает лимит оборотной кассы территориальным учреждениям. В пределах этого лимита руководитель территориального учреждения устанавливает лимит оборотной кассы для каждого подчиненного РКЦ. При утверждении лимита территориальное учреждение исходит из:
- необходимости обеспечения своевременного удовлетворения потребностей клиентов в наличных деньгах;
- объема налично-денежного оборота.
Если количество денег в оборотной кассе превышает лимит, то излишние деньги передаются из оборотной кассы в резервные фонды. До 1 января 1999 года выпуск наличных денег в обращение (т. е. перечисление их из резервных фондов в оборотную кассу) производился на основании эмиссионного разрешения – документа, дававшего право подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов. Эмиссионные разрешения выдавались Центральным Банком РФ территориальным учреждениям на основании заявок на подкрепление оборотной кассы. Это давало право руководителям территориальных учреждений Банка России выдавать подчиненным расчетно-кассовым центрам разрешение на перечисление денег из резервных фондов в оборотную кассу в пределах сумм, указанных в разрешениях.