Технологии кассового обслуживания местного бюджета.
С января 2006 года исполнение местных бюджетов всех городов и районов республики Карелия осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации территориальными органами Федерального казначейства (ФК). Однако ещё с октября 2005 г. в качестве пилотного проекта был осуществлен перевод местного бюджета Кондопожского района на кассовое исполнение в органах ФК. За время эксперимента в районе был накоплен некоторый практический опыт использования информационных и коммуникационных технологий при кассовом исполнении местного бюджета.
Первая задача, которая была поставлена – это обеспечение принципиальной возможности организации информационного взаимодействия между подразделением ФК, финансовым органом, осуществляющим исполнение бюджета, и получателями бюджетных средств. Проводя мониторинг технической оснащенности бухгалтерских служб 59 получателей бюджетных средств местного бюджета Кондопожского района в июне 2005 г., мы столкнулись с тем, что имеющаяся в учреждениях оргтехника, в основном выпуска 1995-98 гг., практически непригодна для внедрения необходимых технологий. Локальные сети смонтированы только в 3 учреждениях, электронная почта действовала только в одном.
Поэтому на первом этапе удалось установить только централизованно разработанное прикладное программное обеспечение для формирования электронного образа платежного поручения в соответствии с форматами, используемыми в органах федерального казначейства -
АРМ «Рабочее место
получателя бюджетных средств». Но в перспективе считается необходимым оборудование каждого получателя бюджетных средств комплексом АРМ ЭЦП, у бюджетополучателей должны быть устойчивые электронные каналы связи для возможности электронной передачи данных в финансовый орган для санкционирования. В течение первого года работы в районе осуществлялась планомерная работа по техническому перевооружению бухгалтерских служб, которая сегодня еще продолжается.
Безусловно, нашей целью в практической работе является не
только ускорение документооборота, снижение трудоемкости и обеспечение прозрачности финансовой системы, но и применение новых технологий. Важны не только для сохранения основных принципов межбюджетных отношений, но и их более полная реализация при казначейском исполнении местных бюджетов.
Во-первых, это касается принципа субсидиарное™, закрепленного в ст. 4.3 Европейской хартии местного самоуправления. «Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а так же требований эффективности и экономии»[26]. Таким образом, необходимо четкое разграничение полномочий, соответствующее наделение финансовыми ресурсами органов власти и обеспечение беспрепятственного их финансирования. И принцип субсидиарное™ жестко закреплен в Федеральном законе № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом только казначейская система исполнения бюджета с единым бюджетным счетом позволяет оперативно контролировать соответствие вида расходов и полномочий определенного местного органа власти.
Например, нередки случаи, когда за счет средств местного бюджета оказывается помощь учреждениям и организациям, финансируемым за счет бюджета другого уровня. Но это недопустимо, если в то же время не хватает ассигнований для осуществления финансирования собственных текущих расходов. Кассовое исполнение бюджета органами ФК способствует предотвращению неэффективного и ненормативного расходования денежных средств. В результате дополнительные ресурсы местного бюджета остаются в распоряжении органа местного самоуправления.
На практике такого рода контроль осуществляется на этапе санкционирования платежей, и роль используемых информационных и коммуникационных технологий чрезвычайно важна. Непосредственно порядок и условия обмена информацией между финансовым органом и отделением ФК при кассовом обслуживании исполнения местного бюджета определил регламент обмена информацией, подписанный нами 15 июня 2005 г. Данным регламентом предусматривается, что платежные документы получателей бюджетных средств передаются в финансовый орган, где проходят процедуру санкционирования, после чего направляются для исполнения в Казначейство.
Естественно, что здесь должна быть использована система электронного документооборота (СЭД). Используемое программное обеспечение СЭД требует постоянной доработки в связи с меняющимися условиями документооборота. На сегодняшний день реально используют систему электронного документооборота только 3 бюджетных учреждения. Договоры подписаны с учреждениями и им сейчас генерируются Э1ДП. Мы совместно с отделением Федерального Казначейства поставили себе задачу в течение летнего периода завершить этот процесс и перевести все учреждения на систему электронного документооборота.