Возможности применения лизинга в деятельности автотранспортного предприятия.
В ряде случаев стоит идти на определенное усложнение схем финансирования лизинговых проектов за счет дополнительного согласования интересов сторон и привлечения к реализации проекта в качестве гарантов 4-5 участников.
Возможен, например, следующий состав гарантов под лизинговую сделку: лизингополучатель, изготовитель оборудования, лизингодатель, банк-гарант, банк-кредитор, страховая компания, региональный фонд поддержки лизинга. Каждый участник лизинговой сделки принимает на себя обоснованные риски в размере от 5 до 25 процентов , соответствующим образом распределяются доходы. Для осуществления лизинговых операций возможно объединение на акционерной основе небольшой группы неконкурирующих производителей техники, кредитных учреждений, сервисной лизинговой компании Участником лизинговых отношений
может быть ФПГ, в которой аккумулируется потенциал и производителей и банковского капитала, и страховщиков.
Под лизингом, как известно, понимают имущественный отношения, при которых одна организация (пользователь) обращается к другой (лизинговая компания) с просьбой приобрести необходимое имущество и передать его ей во временное пользование. При этом последовательность шагов мажет выглядеть следующим образом:
1) пользователь сообщает лизинговой компании, какое имущество (станки, автотехника, оргтехника) ему необходимо;
2) лизинговая компания покупает это имущество у фирмы-изготовителя или оптовой фирмы,
3) лизинговая компания, став собственником имущества, передает его во временное пользование на основании отдельного контракта. ( В некоторых случаях фирма, заинтересованная в получении оборудования, может сама "выходить " на нужного ей производителя, привлекая в дальнейшем лизингодателя. В российских условиях по-видимому больше активности следует проявлять самому потенциальному лизингодателю, выстраивая многосторонние отношения, проявляя определенную инициативу, т.к. ни предприятие-изготовитель техники, ни потенциальный пользователь, могут быть неосведомлены- о преимуществах лизинга, тем более в условиях нарушенной экономической координации предприятие не всегда точно знает фирму-производителя того оборудования, которое ему нужно.
4) Дополнительно между лизингополучателем и сервисной лизинговой компанией заключается соглашение о поставке запасных частей и проведения техобслуживания( в этом случае стоимость обслуживания включается в лизинговые платежи). (см. Приложение № 5).
В рамках комплекса лизинговых отношений при наличии равноправия сторон предприятия газового хозяйства "Липецкоблгаза" могли бы стать "гарантированными " лизингополучателями - пользователями автомобильной техники , сконцентрированной на базе крупного автотранспортного предприятия региона.
В этом случае пользователями лизинговых услуг могут оказаться и другие предприятия области, заинтересованные в получении такого рода услуг. На базе САТП можно было бы в перспективе ( по мере привлечения заинтересованных сторон и координации их усилий) создать сервисную лизинговую компанию, берущую на себя все ( или большую часть) обязанностей, связанных с обслуживанием, ремонтом, подвижного состава и спецоборудования, консультацией пользователе в отношении его эксплуатации, ведением бухгалтерских книг и т.д.
При этом в состав лизингового платежа включается:
1) амортизация оборудования, 2) плата за финансовые ресурсы, 3)лизинговая маржа лизингодателя, 4)рисковая премия, 5)плата за оказываемые лизингополучателю дополнительные услуги, 6)плата за страхование лизингового имущества, 7)сумма налогов, выплачиваемых лизингодателем за сдаваемое в лизинг имущество ( Методика Е.Чекмаревой). На основе этой методики расчет общей суммы лизинговых платежей согласно Методическим рекомендациям Минэкономики РФ (1996г) осуществляется но формуле: