Совершенствование деятельности автотранспортного предприя на основе аренды.
- соблюдение доводимых арендодателем норм расхода топлива, горючесмазочных материалов, запасных частей;
- направление в капитальный ремонт автомобилей и агрегатов полностью укомплектованными, согласно техническим требованиям;
- предоставление арендодателю обоснования всех недопробегов узлов, агрегатов, авторезины, аккумуляторных батарей до нормативных значений.
Арендная плата по грузовым автомобилям устанавливается с учетом марки транспортного средства и его пробега к моменту передачи в аренду , а на пассажирских перевозках она определяется в абсолютном размере независимо от пробега автомобиля или по ставке на 1 км общего пробега транспортного средства. Применяется и смешанные формы расчета арендной платы - фиксированная величина до установленного предела в абсолютной сумме за общий пробег, a свepx того - дополнительно за каждый километр пробега.
В последнее время получает развитие аренда автопарка самими водителями. В этом случае водитель вносит арендную плату в кассу предприятия. В нее включается амортизация на полное восстановление и капитальный ремонт арендованного автомобиля, а также отчисления в общие платежи и расходы предприятия : на строительство дорог, общехозяйственные (накладные) расходы, на уплату процентов за кредит, взносы вышестоящей организации и в бюджет. Вместе с тем из полученной водителем выручки от реализации услуг водитель оплачивает стоимость израсходованного топлива, запасных частей, горючего, смазочных и других материалов. Кроме того, оплачиваются услуги, оказанные по техническому обслуживанию и ремонту арендованного автомобиля, если эти работы выполнялись собственными силами.
Водители пассажирского транспорта оплачивают материалы как по оптовым, тик и по розничным ценам - в зависимости от места их приобретения - на предприятии или в розничной торговле, на станциях техобслуживания.
На грузовом транспорте из оставшейся выручки водитель уплачивает штрафы за несоблюдение и нарушение договорных условий, например, за невыполнение предусмотренного договором объема работ, несвоевременную подачу автомобиля на плановое техобслуживание и др.
Экономические санкции могут применяться и по отношению к предприятию, если оно не выполняет свои договорные обязательства перед водителями. Так, при необеспеченности топливам, шинами, запасными частями, узлами и агрегатами, ремонтными и эксплуатационными материалами водителям возмещаются убытки в размере тарифной ставки или определенной части ее за каждый день вынужденного простоя по вине автопредприятия.
После всех вычетов и возмещения потерь у водителя остается часть выручки которая расходуется на оплату труда, отчисления на социальное страхование и уплату подоходного налога, на заработную плату; 1/12 часть фонда оплаты труда используется на отпуск.
Водители, арендующие легковой транспорт, самостоятельно устанавливают режим работы, сами решают вопрос о месте хранения автомобиля, возможно и в личном гараже. Водитель арендованного автомобиля более заинтересован в бережном его использовании, так как после достижения установленного для автомобилей амортизационного срока машина продается ему на льготных условиях.
Опыт применения такой аренды говорит об ее эффективности. Однако в современных условиях возможны и другие формы аренды транспортных средств автохозяйства его работниками. ( см. Приложение № 4). В некоторых случаях все арендаторы могут быть зарегистрированы в налоговой инспекций как предприниматели без образования юридического лица. Каждому открывается расчетный счет в банке, куда перечисляются клиентом оплата за выполненные транспортные услуги.
Арендная плата перечисляется предприниматёлем на расчетный счет пред приятия или же вносится в кассу предприятия наличными средствами, в этом случае сумма арендной платы снижается на 15%.
Арендная плата включает в себя амортизационные отчисления на автомобиль, п/прицеп(прицеп), т.к. предприятие обязуется производить ремонт и техническое обслуживание арендованных транспортных средств, заработную плату ремонтных рабочих с отчислениями в бюджет и внебюджетные фонды; накладные расходы и нормативную рентабельность в размере 10%.