Варианты развития российского рынка капиталов
В этом случае может быть сохранен смешанный, переходный характер финансовой системы России, повторяющей сейчас в основных чертах финансовые системы стран третьего мира.
Имеются в виду: гипертрофированная роль бюджета и Центрального банка в финансовых ресурсах страны; слишком большая доля собственности государства и крупных предприятий в капиталах финансовых институтов; огромные программы централизованного дотационного кредитования и финансирования приоритетных секторов экономики, минуя рынок ценных бумаг; масштабное и дешевое финансирование через банки и рынок государственных ценных бумаг дефицитного бюджета; продолжающаяся сильная инфляция в денежной сфере; слабость государственного надзора за инвестиционными институтами и банками при нарастании удельного веса плохих кредитов и инвестиций в их активах, периодические крупные банкротства финансовых институтов; ограниченный доступ для иностранного капитала, протекционизм, направленный против иностранных финансовых институтов; крайне небольшие объемы иностранных инвестиций, преимущественно в сырьевой сектор; очень незначительные объемы рынка ценных бумаг, его низкая ликвидность при наполнении преимущественно государственными ценными бумагами, низкий уровень развития инфраструктуры финансового рынка.
Все это — показатели провинциализма рынка ценных бумаг и банковской системы, их обреченности на отставание, обслуживание закрытой и слабой экономики, исповедующей исключительно национальные ценности и исторические особенности, выбор "особого русского пути".
При этом не будет решен вопрос о перераспределении денежных ресурсов в пользу инвестиций, о внутренних финансовых источниках для возобновления экономического роста. Если даже удастся частично улучшить структуру денежных ресурсов, в какой-то мере остановить их проедание текущим бюджетом, то это будут лишь частичные, с постоянными колебаниями улучшения, создающие недостаточные стимулы к экономическому Либеральная экономика
Третий сценарий связан с продолжением рыночных реформ в стране, все большей открытостью и либеральностью экономики, когда учитываются не только собственные, но и наднациональные интересы.
В этом случае российская финансово-банковская система будет активно интегрироваться в международное сообщество. Такой подход означает не только стремление к сохранению научно-технического и производственного потенциала России, но и строительство агрессивной, экспортоориентированной экономики, обеспечивающей максимально высокий уровень жизни и образования граждан. Предполагается, что политическая власть будет в руках праводемократических или правоцентристских сил.
При этом крайне важно, чтобы политика стабилизации сменилась политикой экономического роста. Это будет означать:
• акцент на инвестиции, на агрессивный рост, на рынок "хороших новостей" с 2—3-летним ростом курсовой стоимости, сокращение рынка государственных ценных бумаг, выкачивания Правительством денежных ресурсов в ущерб инвестициям,
• пересмотр практики приватизации, прекращение продажи за бесценок российских предприятий (как условие прихода в Россию неспекулятивных иностранных инвестиций);
• облегчение налогового бремени (по оценке, сейчас изымается более 60 % прибыли по сравнению с 50—55 % в социалистической экономике начала 80-х годов);
• по мере проведения денежной реформы стимулирование роста мерами денежной политики и умеренной инфляцией;