История развития социального страхования
Проблемы безработицы становятся все более актуальными. В 1991 г. было зарегистрировано 62 тыс. безработных, в 1992 г.578 тыс., в 1993 г. - 836 тыс., в 1994 г. - 1,7 млн., в 1995 г. - 2,4 млн.человек. Но реальный уровень безработицы гораздо выше: в 1992 г. - 3,6 млн., в 1993 г. - 4,1 млн. человек. К концу 1994 г. уровень полной безработицы достиг 5.3 млн. человек, или 7,3% активного населения, к началу 1996 г. - 6,5 млн. человек. В некоторых регионах России уровень безработицы составляет более 15%. Кроме того, частичная безработица возросла к концу 1994 г. до 5 млн. человек[6].
Положение на российском рынке труда усложняется из-за массовой иммиграции из бывших союзных республик. В течение 1993-1996 гг. число вынужденных иммигрантов в Российскую Федерацию составило 4,4 млн. человек. Таким образом, экономические и социально-политические условия осуществления рыночных реформ неблагоприятны.
Главные задачи включают, помимо достижения экономической стабилизации, сокращение уровня инфляции и бюджетного дефицита, необходимость установления социального мира и стабильности в стране на основе создания новой системы социальной защиты населения при обеспечении минимальных социальных гарантий всем гражданам.
Социальная политика России в переходный период. Наиболее сложная задача - нахождение оптимального сочетания экономической и социальной политики. Либеральная политика Правительства РФ в 1992 г. вызвала массовую нищету населения и деградацию социальной сферы, рост забастовочного движения и обострение политической борьбы. В конце 1992 г. социальные министерства Российской Федерации разработали "Основные принципы и направления социальной политики Российской Федерации в 1992-1993 гг.".
Важнейшие принципы социальной политики включают: всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к различным группам населения; активный и адресный характер; динамизм и гибкость; социальное партнерство; разграничение компетенций между федеральными, региональными органами власти и местным самоуправлением; использование научно обоснованных
социальных нормативов.
Главные направления социальной политики: формирование системы социальной защиты населения, в том числе создание минимальных социальных гарантий (зарплата, пенсии, социальные пособия и услуги); реформирование социального обеспечения на принципах социального страхования и социальной помощи; формирование трехуровневой пенсионной системы (государственная социальная пенсия, государственная трудовая пенсия и частная пенсия); реформирование государственного социального страхования на принципах единства в обеспечении минимальных страховых социальных гарантий, дополняемых негосударственным социальным страхованием. В области занятости были сформулированы задачи осуществления активной политики занятости в переходный период. В области здравоохранения давалось направление на сочетание мер социальной профилактики с переходом к медицинскому страхованию граждан России.
Реализация "Основных принципов и направлений социальной политики ." предполагала разработку целевых социальных программ: поддержки занятости, социального страхования, здравоохранения, социальной помощи и др.
В 1993 г. была утверждена программа "Развитие реформ, и стабилизация российской экономики на 1993-1996 гг.". В области реформ социальной защиты населения данная программа ставила следующие задачи: