Перспективы развития фондового рынка Украины
нирования украинского фондового рынка и которые можно очертить таким образом:
· законодательные акты в целом не имеют необходимой степени детальности, они противо-
речивые, на их содержании сказалась борьба между собой разных государственных органов и
концепций развития рынка ценных бумаг;
· нормативная база, которая направленная на регулирование общего обращения ценных бумаг,
имеет большие пробелы, не охватывает важнейшие и наиболее деликатные области фондового
рынка (приблизительно 50 процентов нормативных актов связаны с государственными ценными
бумагами и приватизацией);
· нормативная база в сфере фондового рынка не систематизированная, не ведется ее учет,
нет официальных изданий по ценным бумагам;
· украинское законодательство имеет уклон в направления регулирования формальной
(регистрация, лицензирования, аттестация и т. д.), а не содержательной (достаточность капиталов,
предупреждения банкротств) стороны деятельности субъектов фондового рынка;
· нет полноценного правового обеспечения контроля государственных органов за приме-
нением действующего законодательства в сфере фондового рынка, не наращиваются ресурсы
такого контроля;
· бессистемное использование при разработке законодательных актов разных иностранных
и международных правовых стандартов и моделей, связанных с фондовым рынком, угрожает в
дальнейшем привести к созданию противоречивой и несовершенной системы правового ре-
гулирования фондового рынка;
· украинская юридическая терминология в сфере ценных бумаг (уже принятая или та, что
разрабатывается в проектах новых нормативных актов) часто не совпадает с международной, что
может привести к несогласованности между отечественным и иностранным законодательством.
Новое законодательство должно быть логическим продолжением и развитием правовых
основ функционирования фондового рынка Украины, которые были начаты Законами Украины
"О ценных бумагах и фондовой бирже", "О хозяйственных обществах", "О приватизационных
бумагах". Вместе с тем оно должно базироваться на Концепции функционирования и развития
фондового рынка Украины, одобренной Верховной Радой Украины 22 сентября 1995 г., уточнять
и дополнять ее основные положения, которыми определяются перспективы формирования
отечественного фондового рынка. Закономерно также рассматривать одной из основных задач
нового законодательства устранение пробелов, то есть урегулирование тех важных вопросов,
актуальность которых определенна практикой последних лет становления фондового рынка
Украины.
Важным условием создания качественной нормативно-правовой базы функционирования
фондового рынка в Украине является усовершенствования системы государственного управления
и контроля за процессами, которые происходят на этом рынке[13, стр. 145].
Упорядочивания требует биржевая торговля производными ценными бумагами – опционами, фьючерсными договорами, варрантами и др. Стандарты организованного рынка производных ценных бумаг полностью обошли действующее законодательство ( в частности, обязательность регистрации производной ценной бумаги в государственном регистрационном органе), который дает возможность биржам осуществлять торги по собственному усмотрению и по правилам, не соответствующим мировым нормам и стандартам.
Специалисты считают, что Украине нужен ликвидный, надежный, прозрачный и эффективно работающий фондовый рынок, который может обеспечить реализацию национальных интересов Украины и будет способствовать укреплению ее экономического суверенитета. С этой целью необходимо:
· содействовать поступлению инвестиций в реальный сектор экономики; сформировать эффективную систему защиты прав и законных интересов инвесторов;
· создать систему финансовых институтов и финансовых инструментов для привлечения отечественных и иностранных инвестиционных ресурсов;
· построить надежную и современную систему выполнения соглашений с ценными бумагами и учета прав собственности на ценные бумаги;
· содействовать концентрации и централизации торговли корпоративными ценными бумагами украинских эмитентов на организованном рынке на условиях конкуренции и инноваций;
· внедрять эффективную систему организованной торговли, которая должна определять рыночную стоимость ценных бумаг украинских эмитентов;